Реклама финансовых услуг

30

Вопрос

Являемся микрофинансовой организацией в форме ООО. Для привлечения клиентов, была снижена процентная ставка, о чем была в газете напечатана реклама следующего содержания: в рекламе указано наименование организации, номера свидетельств о регистрации, юр. адрес организации, номер телефона, текст рекламы: "займы от 0,3 % в день *- подробности узнавайте у менеджера компании, адрес и телефон пункта выдачи займа". Пришел сотрудник прокуратуры и сказал, что им поступила жалоба от гражданина, в которой он указывает, что настоящим текстом рекламы нарушаются его права как потребителя, что не доведена информация о процентах и сроках займа. Является ли такая формулировка рекламы нарушением и ущемлением прав потребителя? Какие условия можно прописывать в рекламе, а какие не нужно?

Ответ

Нет, такая формулировка рекламы не является нарушением и ущемлением прав потребителя. В данном случае имеет место нарушение положений Закона о рекламе. В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона № 38-ФЗ если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Если вы указываете конкретную процентную ставку за день, то необходимо указать и все условия из ст. 6 Закона о потребительском займе. Наиболее целесообразно вообще не указывать в рекламе процентные ставки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Ненадлежащая реклама. Как распознать неочевидные риски в текстах и сюжетах

«Отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение (ч. 7 ст. 5 закона № 38-ФЗ) Закон № 38-ФЗ в отношении определенных объектов рекламирования требует в обязательном порядке указывать в рекламе конкретный объем сведений или включать определенные предупреждающие надписи. Например, это касается рекламы финансовых услуг, стимулирующих мероприятий, алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 9, 21, 23, 28 закона № 38-ФЗ). Чаще всего нарушение выражается не в полном отсутствии обязательной информации в рекламе, а в таком ее отображении, при котором она фактически не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (мелкий шрифт, цветовая гамма, препятствующая восприятию текста, и т. д.). В этом случае информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей (п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.12 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”»)
Содержит стоимостные показатели, которые не выражены в рублях (ч. 7.1 ст. 5 закона № 38-ФЗ)* Стоимостные показатели могут быть указаны в иностранной валюте только в случае необходимости и лишь дополнительно к стоимостному показателю в рублях. Самое распространенное нарушение – если в рекламе фигурирует стоимостный показатель (цена товара, плата за кредит, стоимость услуг и т. д.) только в иностранной валюте (определение ВАС РФ от 22.07.11 № ВАС-9705/11). Но в качестве нарушения будет расценено также полное отсутствие в рекламе упоминания о том, в какой валюте выражен цифровой показатель цены. Например, ненадлежащей признали рекламу с фразой: «Займы без залога от 1000 до 15 000» (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.12 по делу № А61-1108/201 2)*
Нарушение требований любых иных законов РФ, кроме закона № 38-ФЗ, в частности гражданского законодательства или законодательства о государственном языке РФ (ч. 11 ст. 5 закона № 38-ФЗ) Антимонопольные органы могут достаточно широко применять формулировку части 11 статьи 5 закона № 38-ФЗ. Но чаще всего со ссылкой на эту норму реклама признается ненадлежащей из-за того, что в ней использованы слова или выражения, не отвечающие нормам современного литературного русского языка. Причем в данном случае речь не идет о бранных или непристойных выражениях. Это могут быть выражения (игра слов), вполне допустимые с точки зрения разговорного языка, но не соответствующие нормам именно литературного языка. Формально это нарушает требования Федерального закона от 01.06.05 № 53ФЗ «О государственном языке РФ». Согласно части 6 статьи 1 данного закона, при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается применение слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка. А реклама – одна из сфер, в которой применяется государственный язык (п. 10 ч. 1 ст. 3 закона № 53-ФЗ). Например, на этом основании ненадлежащей была признана реклама, в которой просто обыгрывалось наименование компании: страховая группа «РАСО» использовала слоган: «Автострахование 5,5% это ХОРАСО» (постановление ФАС Поволжского округа от 28.05.09 по делу № А55-15547/2008)
Злоупотребление доверием несовершеннолетних (ст. 6 закона № 38-ФЗ) Прежний закон о рекламе, действовавший до 1 июля 2006 года, прямо запрещал применять текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам, предназначенным для них. В действующем законе такой запрет установлен лишь в отношении определенных объектов рекламирования – табака и табачных изделий, оружия (п. 4 ч. 1 ст. 23, п. 3 ч. 6 ст. 26 закона № 38-ФЗ). Тем не менее использовать детские образы в рекламе товаров и услуг, не предназначенных непосредственно для детей, по-прежнему рискованно. Иногда это может быть расценено в качестве нарушения запретов, установленных статьей 6 закона № 38-ФЗ в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе. Например, в рекламе банковского вклада со слоганом «Счастливых людей становится больше!» был использован образ улыбающегося ребенка, придерживающего рукой велосипед. Органы ФАС сочли, что реклама нарушает запрет на побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар, а также запрет на создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка (п. 2, 3 ст. 6 закона № 38-ФЗ). Суды согласились с мнением ФАС о том, что, видя данную рекламу банка, ребенок захочет походить на героя рекламы, вследствие чего ему необходимо будет убедить родителей приобрести рекламируемый товар, в данном случае получить нецелевой кредит и купить ему товар по его желанию (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.11 по делу № А69-337/2011)».

17.05.2016

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.