Фирма А (дилер) и завод (поставщик) имеют намерение заключить дилерский договор

78

Вопрос

Ситуация: фирма А (дилер) и завод (поставщик) имеют намерение заключить дилерский договор. Дилеру придется приводить своего клиента (будущего покупателя товара поставщика) к самому поставщику, но дилер опасается, что тогда поставщик начнет напрямую работать с таким клиентом. В этой связи дилер хочет включить в текст дилерского договора следующие условия: «п. 1. Поставщик обязуется в течение десяти лет с момента подписания настоящего Договора не предпринимать и не искать никаких контактов с контрагентами Дилера относительно вступления с ними в договорные отношения, в том числе и по предмету настоящего Договора.п. 2. Поставщику запрещено самостоятельно заниматься реализацией товара на территории, на которой работает Дилер. В случае нарушения Поставщиком п. 1 или п. 2 настоящего Договора Поставщик обязуется уплатить Дилеру штраф в размере ______ за каждый факт нарушения.» Вопросы: 1. прошу дать оценку таким условиям на предмет их соответствия ФЗ о защите конкуренции; 2. защищают ли полностью такие условия дилера; 3. возможно нужно включить в дилерский договор другие условия.

Ответ

1. Для того, чтобы попасть под сферу действия антимонопольного законодательства необходимо дополнительно занимать доминирующее положение (см. Постановление ФАС СКО от 14.11.2012 № А63-10169/2010) или продавать товары (оказывать услуги), которые подлежат государственному регулированию в соответствии с положениями того же Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» или попадать под Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них, который устанавливается Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530. В остальных случаях данные условия являются правомерными.

2. Нет, не защищают, так как поставщику (или его учредителям) ничего не мешает создать еще одну организацию, которая будет работать напрямую с указанными контрагентами.

3. Да, если речь не идет о крупных компаниях, попадающих под антимонопольное регулирование.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Условия дилерского договора о цене, территории и запрете на работу с конкурентами: риски для дилера

«Случаи, когда в дилерском договоре допускаются условия о цене и территории перепродажи товара и запрете реализации товаров конкурентов

Чтобы оценить возможность включения в дилерский договор того или иного условия, необходимо учесть запреты и ограничения, которые установлены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Это связано с тем, что дилерские договоры подпадают под понятие «вертикальных» соглашений.

В дилерском договоре можно установить все перечисленные условия (о цене и территории перепродажи, запрете реализации товаров конкурентов) в любом из следующих случаев.

1. Дилер входит в одну группу с поставщиком (производителем). При этом должен иметь место контроль одной стороны договора в отношении другой стороны либо обе стороны должны находиться под контролем одного лица. Контроль в данном случае означает возможность прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другой стороной. Это возможно через:

  • распоряжение более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица,
  • и (или) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Такие правила установлены пунктами 7 и 8 статьи 11 и пунктом 6 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.

Стоит отметить, что если дилер и поставщик удовлетворяют всем перечисленным условиям, то они не ограничены в определении условий дилерских договоров.

2. Доля дилера и поставщика на любом товарном рынке не превышает 20 процентов (ч. 2 ст. 12 Закона о защите конкуренции).* При этом на практике суды учитывают долю на рынке того товара, в отношении которого заключено соглашение (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2011 г. по делу № А19-23635/10). Определение долей производится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220. Причем если дилер (как и поставщик) не согласен с результатами исследования рынка, то имеет право представить доказательства допустимости заключенного соглашения (ч. 6 ст. 11 Закона о защите конкуренции)».

04.05.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.