Юридически значимые сообщения

99

Вопрос

В адрес юр. лица поступило заказное письмо от надзорного органа. Письмо получило и расписалось не уполномоченное лицо, в связи, с чем письмо осталось без ответа. Как доказать, что юр. лицо оно письмо не получало?

Ответ

По общему правилу юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, которые доставлены по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, которые доставлены по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом.

О том, какие аргументы можно привести см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Обязательный претензионный порядок в арбитражном процессе: что нужно знать юристу 

«Контрагент ссылается в суде, что претензию получило лицо, которое не имело соответствующих полномочий. Как возражать на этот довод контрагента

Нужно ссылаться на то, что полномочия лица, которое приняло претензию, явствовали из обстановки (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ).

На практике нередко можно столкнуться с недобросовестными действиями должников, которые отрицают факт получения претензии. Например, заявитель направил контрагенту претензию курьером, а последний вручил ее секретарю. После этого в суде директор контрагента ссылается на то, что не выдавал секретарю доверенность, а от имени организации без доверенности может действовать только он сам.

На такие доводы недобросовестных контрагентов нужно возражать следующим образом. В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Гражданского кодекса РФ полномочия лица действовать от имени организации могут не только быть выражены в доверенности (ином письменном документе), но и вытекать из обстановки (например, продавец в розничной торговле, кассир, сотрудник канцелярии и т. п.). Поскольку претензию вручили представителю организации, полномочия которого вытекали из обстановки (например, секретарю компании), то в данном случае претензия считается полученной адресатом.

Аналогичная правовая позиция содержится в абзаце 2 пункта 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"» и в постановлении Президиума ВАС РФ от 24 июня 2014 г. № 1332/14.

С 1 сентября 2013 года в Гражданский кодекс РФ введена общая норма, которая касается юридически значимых сообщений. Все юридически значимые сообщения (заявления, уведомления, извещения, требования и т. д.), которые влекут гражданско-правовые последствия для другого лица, наступают с момента доставки соответствующего сообщения ему или представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было вручено или адресат не ознакомился с ним (ст. 165.1 ГК РФ). Правила этой статьи применяются только в том случае, если другое не предусмотрено законом, условиями сделки либо не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Впоследствии Пленум Верховного суда РФ дополнительно разъяснил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения он воспринял и сделка повлекла желаемые последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Такие разъяснения содержатся в пункте 67 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25.

По общему правилу, претензию нужно направлять по адресу места нахождения организации (места жительства физического лица). Адрес места нахождения организации указан в ЕГРЮЛ, адрес места жительства индивидуального предпринимателя – в ЕГРИП.

Однако если в договоре указан иной адрес для уведомления контрагента, то претензию обязательно нужно направлять по данному адресу. В таком случае целесообразно одновременно направить претензию и по адресу места нахождения (места жительства) получателя. Это позволит в дальнейшем минимизировать риск неполучения претензии контрагентом».

Статья:Юридически значимые сообщения

«Юридически значимые сообщения

Статья 165.1

Юридически значимые сообщения — это заявления, уведомления, извещения, требования или сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица с момента доставки ему (или его представителю) такого сообщения или его представителю. Юридически значимымисообщениями можно считать, к примеру, заявление о взаимозачете, уведомление покупателя о том, что товары можно забрать со склада, и прочие письма, которые компании высылают контрагенту.

Отправленные компанией бумаги будут иметь силу для контрагента с даты, когда он их получит (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Законодатели заложили правило и для ситуации, когда контрагент уклоняется от получения документа. Или, например, не находится по юридическому адресу. В этом случае бумага будет считаться доставленной. То есть априори считается, что адресат получил документ. Но в случае спора отправитель должен будет доказывать, что бумага дошла до адресата, а адресат — что не дошла».

26.04.2016

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.