Из-за высокой цены на охранные услуги школы и дет.сады

54

Вопрос

Из-за высокой цены на охранные услуги школы и дет.сады в одном маленьком городке приняли расторжение муниципальных контрактов с ОВО (отделом вневедомственной охраны). Процедуры по уведомлению и проч.соблюдены. Однако ОВО написало гневные письма в прокуратуры о том, что с ними расторгают договоры (вместо них Исполнителем будет другая частная охранная организация, которая в три раза дешевле). Прокуратура со ссылкой на едиснтвенный документ - некий СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения", вынесла заведующим школам и садам "Предостережение о недопустимости нарушений закона", однако не приводя никаких норм и ссылок на Федеральный закон. Однако пугая словами "ПРЕДОСТЕРЕГАЮ" прокурор грозится уголовной ответственностью (без ссылок на конкрет.статьи). Вопрос:что это за документ такой посылает Прокуратура, есть ли в природе "Предостережения"? Я знаю только Предписания. Возможно ли на Прокуратуру подать в суд? И последний вопрос: могут ли школы и дет.сады охраняться частной охранной организацией?Мнение прокуратуры: не могут, что мол только вневедомственной охраной. 

Ответ

предостережение о недопустимости нарушения закона является актом прокурорского реагирования, который может быть направлен должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях (ст.25.1 Закона о прокуратуре РФ).

Предостережение прокуратуры может быть оспорено в судебном порядке (глава 22 КАС РФ).

Школы и дошкольные учреждения могут физически охраняться частной охранной организацией, законом запрет на это не установлен. Согласно п.6.48 СНИП Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся на первом этаже должны оборудоваться помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Учитывая изложенное, если данное требование будет соблюдено и школы и дет. сады будут оборудованы соответствующей «тревожной кнопкой», образовательные учреждения вправе также заключить договор на оказание охранных услуг с ЧОПом.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

«Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам,* а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке».

2. Определение Свердловского областного суда от 07.10.2015 № 33-14441/2015

«Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что оспариваемое прокурора является законным, вынесено в связи с тем, что имеют место факты представления участниками размещения заказов для заключения муниципальных контрактов поддельных банковских гарантий, предостережением прокурор информировал Маракову И.А. о имевших место в прошлом неправомерных действиях участников торгов.

Вместе с тем, указанные выводы суда не основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.Частью 1 статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1).

является мерой прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, принимаемой на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, влекущее для лица, в адрес которого оно объявлено, определенные правовые последствия в случае его неисполнения.*

- это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности. Прокурор при проведении проверки может объявить лишь при наличии веских задокументированных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение.

Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» детализированы условия вынесения предостережения, которое может применяться только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (пункт 1.1).

объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (пункт 1.2).

Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (пункт 2).

объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях (пункт 2.1). оформлять в виде специального прокурорского акта в письменной форме (пункт 2.2).

Вместе с тем, в материалах проверки и в оспариваемом предостережении прокурора отсутствуют достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях должностным лицом Мараковой И.А., могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. В предостережении отсутствуют сведения о неправомерных действиях должностного лица, наименование закона, которому они противоречат, наступившие последствия, что является обязательным требованием к прокурорскому акту в силуприложения к Указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона».

Письменные объяснения, которые в обязательном порядке должны быть истребованы прокурором в ходе проверки сведений от должностного лица, в данном случае от Мараковой И.А. не истребовались. Доказательства того, что в ходе проведения проверки по фактам, имевшим место до заключения Мараковой И.А. трудового договора 01.10.2013, и до вынесения предупреждения 03.04.2015, от нее были истребованы письменные объяснения, в материалах дела отсутствуют и представителем заинтересованного лица в судебное заседание представлены не были.

Судебная коллеги полагает, что тот факт, что после вынесения предупреждения, на стадии его вручения должностному лицу для проставления подписи о том, что объявлено, его сущность и право на обжалование разъяснены, с предоставленным прокурором Мараковой И.А. 10-минутного периода времени для ознакомления с предостережением и его подписания, что подтверждается рапортом помощника Сухоложского городского прокурора Вяцковым Д.Г. от 06.04.2015, не свидетельствует об исполнении прокурором требований пункта 2 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона».

Доводы возражений прокурора о том, что указанные действия закону не противоречат, являются несостоятельными, поскольку в силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации, изданные Генеральным прокурором Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у прокурора не имелось достоверных сведений о готовящихся Мараковой И.А. противоправных деяниях, ей не была предоставлена возможность дать объяснения по данному факту, в связи с чем не имелось законных оснований для объявления предупреждения в адрес указанного должностного лица.

прокурора от 03.04.2015 нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку его неисполнение могло повлечь привлечение к ответственности, предусмотренной законом, о чем прямо указано в части 2 статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и в пункте 3 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», согласно которому прокуроры должны обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении, и применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (действующей с 15 сентября 2015 года) обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В настоящее время такая обязанность также установлена частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующего с 15 сентября 2015 года.*

Вместе с тем, несмотря на установленную законом обязанность, заинтересованным лицом не представлены доказательства законности оспариваемого предостережения, наличия оснований, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» для его вынесения, соблюдения условий, порядка и формы, установленных Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона».

3. Свод правил СП 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009, утв. приказом Минрегиона России 29.12. 2011 г. № 635/10

«6.48 Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».*

4. Приказ Министерства образования Иркутской области от 16.01.2014 № 2-МПР «Об утверждении Стандарта безопасности в государственных общеобразовательных организациях Иркутской области, муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области»

«4. Основные требования по обеспечению антитеррористической защищенности общеобразовательных организаций

 33. Наличие физической охраны в общеобразовательной организации, осуществляемой охранными организациями (подразделениями ФГУП «Охрана» МВД России по Иркутской области либо частными охранными организациями, имеющими лицензию на ведение охранной деятельности)*, или иными лицами, состоящими в штате общеобразовательной организации.

34. Наличие в общеобразовательной организации охранной сигнализации (кнопка тревожной сигнализации, охранная сигнализация в местах хранения материальных ценностей) с выводом сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательным его дублированием на системы централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны или соответствующей информации в дежурную часть территориального органа внутренних дел, учитывая особенности и расположение объектов*».

13.04.2016

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.