Нашей компанией выполнялись работы по ремонту транспортного средства

41

Вопрос

Нашей компанией выполнялись работы по ремонту транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу-Клиенту. Мы подучили претензию, что после приемки ТС из ремонта (приняты работы без замечаний и в полном объеме представителем юридического лица по доверенности), что в работах были недостатки, как видимые на первый взгляд, так и незаметные при беглом осмотре. Наш Клиент уже произвел устранение якобы имевших место недостатков в стороннем сервисном центре. Можем ли мы отказать в возмещении расходов Клиента на сторонний цент по якобы имевшим место недостаткам наших работ? Работы проводились без договора, по счету (подписан заказ-наряд. Товарная накладная и акт выполненных работ передавались для подписи руководителю Клиенту, нам подписанный не вернулся). Претензия отправлялась письмом (датирована 30 марта 2016 года), нами получена 08 апреля 2016 года. А Клиент уже устранил, не привозя нам автомобиль на осмотр. Хотя в заказ-наряде прямо указано куда направлять претензии и есть все контакты для связи с нами (в заказ-наряде, подписанном представителем указано, что все претензии принимаются по таким-то адресам и телефонам по предварительной записи). Как поступить в данной ситуации.

Ответ

В данном случае заказчик уже утратил возможность предъявления претензий так как проведя ремонт у третьего лица фактически утратил возможность ссылаться на некачественность принятых работ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Как предъявить подрядчику претензии по качеству выполненных работ

«Как подтвердить то, что работы выполнены некачественно

Чтобы предъявить подрядчику перечисленные выше требования, заказчику нужно документально зафиксировать недостатки. Для этого он может:

Кроме того, доказательствами некачественных работ может послужить переписка сторон, а также гарантийное письмо подрядчика об устранении недостатков в работе (определение ВАС РФ от 15 апреля 2010 г. № ВАС-3741/10).

Если заказчик подпишет акт выполненных работ, сможет ли он потом представить возражения по качеству

Да, сможет, но в акте сдачи-приемки работ ему следует указать все выявленные недостатки, а также направить подрядчику соответствующие требования об их устранении в порядке пункта 1 статьи 723 Гражданского кодекса РФ.

Однако даже если акт сдачи-приемки работ будет подписан без замечаний, то это не лишит заказчика права представить возражения по качеству. При этом нужно, чтобы присутствовало хотя бы одно из следующих условий:

В какой срок нужно предъявить претензии

Заказчик может предъявить к подрядчику требования, связанные с ненадлежащим качеством работы, в течение определенного срока. Таким сроком может быть:

  • гарантийный срок, установленный договором. Стороны в договоре подряда могут определить порядок исчисления такого срока (с какого момента он начинает течь), его продолжительность, порядок гарантийного обслуживания. Стороны также могут установить объем гарантии, то есть предусмотреть, на весь ли результат работы распространяется гарантия или на составные части (на какие именно). Гарантийный срок можно согласовать и в акте сдачи-приемки работ (определение ВАС РФ от 13 июля 2009 г. № ВАС-8680/09);
  • гарантийный срок, установленный законом или иным нормативно-правовым актом, например, ГОСТом, РД (руководящим нормативным документом);
  • разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если гарантийный срок не установлен или иные сроки не установлены законом, договором или обычаями (п. 2 ст. 724 ГК РФ).

Можно ли предъявить к подрядчику требования по качеству, если гарантийный срок уже истек, но два года со дня передачи результата работы еще не прошли

Да, это возможно. Однако, чтобы воспользоваться этим правом, заказчик должен будет доказать, что недостатки возникли:

  • до передачи ему результата работы
  • или по причинам, возникшим до этого момента.

Такое правило установлено в пункте 4 статьи 724 Гражданского кодекса РФ.

Гарантийный срок не начнет течь, если заказчик не может использовать результат работы по причинам, которые зависят от подрядчика (п. 6 ст. 724п. 2 ст. 471 ГК РФ), например, когда подрядчик не предоставил ему документы, без которых использование результата работы невозможно.

Если подрядчик выполнил работу заново, то на ее результат по общему правилу устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и для первоначального результата работы (п. 6 ст. 724п. 4 ст. 471 ГК РФ).

Подрядчик по договору подряда выполнил часть работы (изготовил несколько станков) и передал их заказчику. Последний принял результат работ, оплатил его и отказался от дальнейшего исполнения договора (расторг договор в одностороннем порядке). Будут ли в таком случае действовать условия расторгнутого договора о гарантийных обязательствах подрядчика

Да, будут, если договор подряда не содержит иного правила (например, об уменьшении объема гарантийных обязательств в случае досрочного расторжения договора).

Дело в том, что по общему правилу условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора, сохраняют свое действие и после такого расторжения. К таким условиям наряду с третейской оговоркой, соглашением о подсудности и применимом праве относится и условие о гарантийных обязательствах в отношении работ (абз. 2 п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 г. № 35 «О последствиях расторжения договора»).

Для требований, которые связаны с ненадлежащим качеством работы, установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Исключение составляют здания и сооружения, в отношении которых действует общий срок – три года (ст. 725 ГК РФ). Такой срок начинает течь со дня:

  • когда заказчик заявил о недостатках, если такое заявление сделано в пределах установленного гарантийного срока;
  • когда заказчик узнал или должен был узнать о нарушении своего права, если законом, иными правовыми актами или договором подряда гарантийный срок не был установлен (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Если результат работы принимается по частям, то течение срока исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом (п. 2 ст. 725 ГК РФ). Если истек год со дня выявления недостатков, но еще не закончился год со дня приемки результата работы в целом, или результат работы в целом не сдан заказчику, заказчик вправе предъявить требования в связи с ненадлежащим качеством работ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 июля 2004 г. № Ф03-А73/04-1/1525)».

08.04.2016

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.