• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Чем регулируется договор публичной оферты, существенные условия договора, риски сторон, порядок заключения договора, с какого момента договор публичной оферты, опубликованный на официальном сайте считается заключенным

Чем регулируется договор публичной оферты, существенные условия договора, риски сторон, порядок заключения договора, с какого момента договор публичной оферты, опубликованный на официальном сайте считается заключенным

594

Вопрос

Чем регулируется договор публичной оферты, существенные условия договора, риски сторон, порядок заключения договора, с какого момента договор публичной оферты, опубликованный на официальном сайте считается заключенным. Необходимо ли затребовать уставные документы с контрагента при заключении такого договора? Ситуация: в нашей организации на официальном сайте опубликован типовой договор публичной оферты, контрагентами по которому могут выступать частные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. На что стоит обратить внимание в данной ситуации, чтобы избежать возникновения возможных рисков Слабые стороны юридического лица (ИП) предложившего публичную оферту».

Ответ

Под публичной офертой понимается «содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется» (п. 2 ст. 437 ГК РФ). В свою очередь реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ). С точки зрения последствий разница заключается в следующем. После того как лицо, разместившее публичную оферту, получит ответ на нее (акцепт), договор будет автоматически считаться заключенным. И лицо, направившее акцепт, сможет в судебном порядке потребовать исполнения договора.

 

Если же организация разместила предложение делать оферты и получила такую оферту от контрагента, она может выбирать: акцептовать ее или нет, то есть заключать договор или нет.

Для некоторых видов деятельности заключение договоров с контрагентами путем размещения публичной оферты на сайте стало уже привычным и удобным. В таком случае организация, разместившая публичную оферту и получившая на нее акцепт, может столкнуться с противоположной проблемой — суд может признать договор незаключенным на том основании, что размещенная на сайте информация не имела того или иного признака публичной оферты.

Чтобы избежать описанных выше рисков, нужно знать: в каких случаях суды признают рекламу на сайте публичной офертой, а в каких — нет. Это зависит от двух обстоятельств:

  • указано ли в самой размещенной на сайте информации, что она является публичной офертой;
  • какие именно сведения содержатся в такой информации.

Практика показывает: чтобы избежать негативных последствий, в текст рекламного характера необходимо включить оговорку: «предложение не является публичной офертой». Таким способом организация выражает отсутствие воли считать себя заключившей договор с адресатом, которым будет принято предложение. А значит, отсутствует один из основных признаков оферты как таковой (п. 1 ст. 435 ГК РФ) и публичной оферты в частности (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Поэтому, чтобы застраховаться от предъявления возможных требований к заключению договора, можно, помимо простой оговорки «предложение не является публичной офертой», более подробно расписать на сайте информацию о нежелании заключить договор с любым обратившимся. Например, указать, что компания, разместившая информацию, не имеет намерения заключить договор на предложенных условиях со всеми, кто отзовется, а готова обсуждать условия сотрудничества. Такие условия позволят минимизировать компании свои риски на случай, если другая компания (или индивидуальный предприниматель) станет понуждать ее к исполнению договора.

Дополнительно Вы можете ознакомиться со статьями:

Как заключить договор: оферта, акцепт, протокол разногласий, подписание единого документа;

Можно ли заключить договор путем обмена письмами;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

 

1. Когда реклама на сайте признается публичной офертой

«Развитие интернет-технологий привело к тому, что отсутствие официального сайта организации стало плохим тоном. На сайтах, помимо общей информации, публикуются и сведения рекламного характера. Однако такая реклама может привести к неожиданной проблеме: потенциальный контрагент может расценить рекламу как публичную оферту и потребовать заключить договор на опубликованных условиях (а если организация, разместившая рекламу, откажется, он сможет принудить к заключению договора в судебном порядке).

Это может повлечь значительные негативные последствия для компании, разместившей рекламу. Ведь зачастую в подобной информации указываются лишь примерные сведения о ценах и ассортименте товаров в расчете на то, что конкретные условия сделки будут обсуждаться более детально. Может оказаться, что именно в данный момент компания не может поставить нужный товар (оказать услуги) в нужном количестве или в нужные сроки. Кроме того, в такой ситуации организация фактически лишается возможности отказаться заключать договор с тем контрагентом, который по каким-либо причинам кажется ей сомнительным*».

«Если организация прямо указывает, что информация на ее сайте является публичной офертой, это обычно является обоснованным и взвешенным решением. Оно означает, что организация хочет упростить порядок заключения договоров с контрагентами и действительно готова заключить договор с любым обратившимся к ней лицом.

В такой ситуации перед юристом может встать задача, противоположная описанной выше, — доказать, что опубликованная на сайте или в каком-либо СМИ информация действительно является публичной офертой. А чтобы обосновать, что договор в итоге был заключен, потребуется доказать еще и тот факт, что контрагент акцептовал эту оферту тем способом, который предусмотрен законом или самой офертой*».

.<...>

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.