Кто несёт ответственность за размещение рекламных вывесок на фасаде Многоквартирного дома

701

Вопрос

1. Кто несёт ответственность за размещение рекламных вывесок на фасаде Многоквартирного дома: Арендатор или субарендатор?2. Кто несёт ответственность за размещение рекламных вывесок на фасаде Многоквартирного дома: Арендатор или Управляющая компания (между Арендатором и УК заключен договор доверительного управления бизнесом, в котором указано, что УК размещает указанные вывески)?

Ответ

 1. Ответственность за размещение рекламных вывесок на фасаде Многоквартирного дома несет субарендатор, если он разместил данные вывески. К ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ привлекается рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 Закона № 38-ФЗ). Таковым считается собственник или другой законный владелец рекламной конструкции (ч. 1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ). Поэтому даже если компания, заказывая изготовление и размещение рекламной конструкции, прибегает к услугам рекламного агентства, скорее всего отвечать за отсутствие разрешения придется именно ей как собственнику или владельцу этой конструкции. Суды исходят из того, что субъектом ответственности является не только лицо, выполнившее работы по установке конструкции, но и заказчик, в интересах которого это было сделано (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.12 № 58).

2. Ответственность несет законный владелец рекламных вывесок. Если УК действует от имени Арендатора, то последний несет ответственность. Если от своего имени, то сама Управляющая компания.

О том, как оспорить штраф за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции читайте в рекомендации «Системы Юрист».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Реклама на внешних частях здания. Формальности, нарушение которых может дорого обойтись компании

«Получение разрешения на размещение рекламной конструкции

Для размещения рекламной конструкции ее собственник или иной владелец должен получить разрешение муниципальных органов. Это правило не зависит от того, в чьей собственности находится здание — публичной или частной.* В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения. Исключение составляют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, в которых разрешения выдают органы государственной, а не муниципальной власти: Департамент СМИ и рекламы города Москвы и Комитет по печати и взаимодействию со СМИ города Санкт-Петербурга соответственно.


Для получения разрешения на размещение рекламы на многоквартирном доме требуется представить протокол общего собрания собственников помещений. Согласие на размещение рекламы на здании, находящемся в публичной собственности, муниципалитет запрашивает у собственника здания самостоятельно, если заявитель не представил такое согласие по собственной инициативе (п. 2 ч. 11 ст. 19 закона № 38-ФЗ).

Для получения разрешения необходимо направить в соответствующий муниципальный орган заявление, письменное согласие собственника здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, договор между собственником и владельцем рекламной конструкции, данные о заявителе, данные о рекламной конструкции (дизайн-проект, схема предполагаемого места установки, экспертные заключения о соответствии техническим регламентам и другие документы), а также документ об уплате госпошлины. Размер пошлины — 3000 рублей (подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Основания для отказа в выдаче разрешения. Закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения. Это нарушения законодательства об объектах культурного наследия и нормативных актов по безопасности движения транспорта, отсутствие договора с собственником здания, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, а также несоответствие рекламной конструкции и места ее размещения требованиям технического регламента и схеме размещения рекламных конструкций.

Внешний архитектурный облик сложившейся застройки. Одно из перечисленных оснований — нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки — является сугубо оценочной категорией и оставляет возможность для множества злоупотреблений со стороны муниципальных органов. Судебная практика пошла по пути формализации этого основания. То есть суды признают отказ по этому основанию в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции незаконным, если муниципалитет не представил документированного обоснования своего решения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.01.14 по делу № А39-1282/2013). Но если соответствующий орган обосновал свой отказ, например, заключением экспертов и специалистов в области архитектуры и градостроительства, то отказ будет законным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.07.14 по делу № А43-25456/2013).

Nota bene!

Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции требуется даже в том случае, когда компания планирует установить рекламную конструкцию на собственном здании. Каких-либо исключений на этот счет не предусмотрено, потому что смысл разрешения — в проверке соблюдения технических, градостроительных требований и требований безопасности.

Законодательство об объектах культурного наследия.Статья 33 Федерального закона от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия <…>" предусматривает, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.04.08 № 315, устанавливает требования к режиму использования таких объектов. Среди этих требований — ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы (подп. «в» п. 10 указанного выше Положения).

Нормативные акты по безопасности движения транспорта. Требования к наружной рекламе на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселениий в целях безопасности дорожного движения, охраны жизни и здоровья граждан установлены в ГОСТ Р 52044–2003. Этот документ применяется, пока не утвержден соответствующий технический регламент (ст. 46 Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). ГОСТ, в частности, содержит требования к расстоянию от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров, от остановок и т. д. Муниципальный орган, который выдает разрешение на установку рекламной конструкции, может усмотреть нарушение этих требований, в том числе в случаях, когда речь идет о конструкциях, располагаемых на зданиях. Однако суды и в этих случаях исходят из того, что отказ не может быть обоснован простой ссылкой на нарушение ГОСТ Р 52044–2003 — соответствующий орган должен представить, например, акт обследования сотрудниками ГИБДД рекламной конструкции и предполагаемого места ее размещения с указанием на используемое средство измерения (см. постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.14 по делу № А43-24506/2013).

Требования технических регламентов. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (ч. 4 ст. 19 закона № 38-ФЗ). Причиной отказа в выдаче разрешения может стать нарушение любого технического регламента или ГОСТа, санитарных правил, действующих на основании закона «О техническом регулировании». Например, заявитель собирался установить рекламную конструкцию на здании, в котором располагалось медицинское учреждение. В выдаче разрешения заявителю отказали по той причине, что установка рекламных панно нарушила бы гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий, а также специальные требования, предъявляемые к естественному освещению помещений, используемых для оказания медицинских услуг. Этот отказ суд признал законным (постановление ФАС Поволжского округа от 13.05.09 по делу № А72-4923/2008).

Административная ответственность за размещение наружной рекламы без разрешения

Причем штраф предусмотрен в весьма существенном размере: от 500 тыс. до 1 млн рублей в отношении юридических лиц, а в отношении должностных лиц — от 3 до 5 тыс. рублей (ст. 14.37 КоАП РФ). Судебная практика по наложению этих штрафов на компании весьма обширна (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.09.14 по делу № А70-81/2014,ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.14 по делу № А33-23364/2013).

К ответственности по соответствующей статье привлекается рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 закона № 38-ФЗ). Таковым считается собственник или другой законный владелец рекламной конструкции (ч. 1 ст. 19 закона № 38-ФЗ). Поэтому даже если компания, заказывая изготовление и размещение рекламной конструкции, прибегает к услугам рекламного агентства, скорее всего отвечать за отсутствие разрешения придется именно ей как собственнику или владельцу этой конструкции. Суды исходят из того, что субъектом ответственности является не только лицо, выполнившее работы по установке конструкции, но и заказчик, в интересах которого это было сделано (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.12 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“»).

Более того, даже в случаях, когда компания всего лишь арендует у рекламного агентства демонстрационные поверхности рекламной конструкции, есть примеры, когда ее привлекают к ответственности как владельца этой конструкции. Причем иногда в таких ситуациях привлекают как агентство, так и заказчика-арендатора (см. постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.14 по делу № А70-4518/2014)*».

09.03.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль