Условия трудового договора

18

Вопрос

Правомерно ли в трудовой договор с работником, принимаемым на работу по профессии "отжигальщик", включить условие о том, что он обязан при необходимости обучиться (и впоследствии выполнять работу) по дополнительным профессиям (например, стропальщика, машиниста крана и т.д.). Какие меры воздействия можно применить к работнику, если он откажется выполнить такое условие (проходить доп. обучение и работать по доп.профессии)? Есть ли судебная практика по данному вопросу? Распространяется ли требование ч.2 ст. 57 ТК РФ на все профессии, находящиеся льготных списках, или же и на те профессии, на рабочих местах которых выявлены вредные условия труда по результатам СОУТ? Как работодателю проверить и привести наименование профессии в соответствие с требованием данной нормы закона?

Ответ

Условие правомерно. Стороны вправе самостоятельно определять условия трудового договора, не нарушая закона. В Вашей ситуации нет нарушения. Если работник нарушит условия договора, то его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Судебная практика по данным вопросам не сложилась.

Гарантии и компенсации применяются только к тем работникам, на рабочих местах которых выявлены вредные факторы. Такие факторы определяются только специальной оценкой условий труда (п. 6 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Если такие факторы выявлены, то необходимо привести наименование профессии в соответствии со списками. Иначе работники не смогут получить пенсию.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

Рекомендация. Как провести специальную оценку условий труда

«Суть и назначение спецоценки

Для чего нужна специальная оценка условий труда? Где применяют ее результаты

Работодатель обязан обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель (за исключением федеральных учреждений) должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции, работ, услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда . Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Наглядно порядок проведения специальной оценки представлен на схеме.

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест, поэтому с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах в установленные законом сроки нужно исключительно в форме специальной оценки, а не аттестации. На это обращает внимание и Минтруд России в письме от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Результаты специальной оценки условий труда применяют для:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • информирования сотрудников об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения их здоровья, мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса или подкласса условий труда на рабочем месте;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
  • организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;
  • расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • иных целей, предусмотренных российским законодательством.

Это предусмотрено в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ*.»

30.03.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.