Привлечение к административной ответственности

39

Вопрос

У юридической компании с клиентом - физическим лицом сложилась следующая ситуация. Между Обществом и Клиентом был заключен договор об оказании юридических услуг (представление интересов в суде). В Договоре было условие: «Все спорные вопросы, связанные с исполнением Договора, Стороны регулируют путем переговоров между ними. В случае не достижения согласия между Сторонами спор подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения Общества, а именно: Куйбышевский районный суд г. Омска либо мировой суд судебного участка № 89 в Центральном АО г. Омска в соответствии с ценой иска». Клиент пожаловался в Роспотребнадзор, который в свою очередь считает, что Общество нарушило ч. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», а значит, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.8 ч. 2 КоАП РФ. Санкция статьи 14.8. ч. 2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Какие соответствующие доводы можно привести Обществу, что бы штраф был наложен ни на юридическое лицо, а на должностное лицо?

Ответ

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется в отношении конкретного лица (юридического, физического, должностного). При наличии вины в совершении конкретного правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены как все виновные лица (ч.1,3 ст.2.1 КоАП РФ), так и одно из них.

Критерии, по которым административный орган составляет протокол именно в отношении юридического или должностного лица, законом не установлены, в связи с чем, данный выбор осуществляется административным органом по собственному усмотрению. Как правило, выбор осуществляется в пользу привлечения к административной ответственности юридических лиц при наличии достаточных доказательств. Процессуальных возможностей повлиять на указанный выбор законом не предусмотрено, т.к. после возбуждения дела (составления протокола) изменить лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, нельзя.

Учитывая изложенное, если дело об административном правонарушении еще не возбуждено, юр. лицо может обратиться в роспотребнадзор и ходатайствовать о возбуждении дела в отношении должностного, а не юридического лица, ссылаясь, например, на тяжелое финансовое положение, однако, при наличии состава административного правонарушения в действиях юридического лица, административный орган имеет право составить протокол на юр. лицо даже при наличии такого обращения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 2.1. Административное правонарушение

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.*

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;*

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении*, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела».

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

«15. В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц».*

3. Постановление 1 ААС от 10.07.2014 № А79-10186/2013

«Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 15 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

С учетом приведенных правоположений, признаются несостоятельными доводы Общества о необходимости привлечения к административной ответственности должностного лица - бывшего директора Вишневской Т.Н.

В целях исключения нарушений норм действующего законодательства Общество обязано не только разработать соответствующие распорядительные документы и должностные инструкции, но и осуществлять контроль за их исполнением работниками Общества.*

Поскольку доказательств осуществления контроля за действиями работников по соблюдению таких требований суду не представлено, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд правомерно посчитал доказанным.

При установленных обстоятельствах у административного органа имелись основания для привлечения Общества к административной ответственности».*

24.03.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.