Организация стоянки

37

Вопрос

Учреждение хочет отгородить стоянку для транспорта. Какие последствия? Правомерно ли?

Ответ

Как правило, порядок согласования установки шлагбаумов определяется правилами благоустройства, утвержденными местными органами власти. Установка шлагбаума без согласования в установленном порядке может являться основанием для вынесения предписания о демонтаже данной конструкции (см. Определение ВАС РФ от 29.03.2013 № ВАС-3315/131). Кроме того, при устройстве шлагбаума необходимо соблюсти противопожарные нормы, за несоблюдение которых возможно привлечение к административной ответственности (см. Постановление ФАС ЗСО от 01.08.2013 № А46-29984/2012).

В случае организации платной парковки, данные правоотношения будут регулироваться в т.ч. Законом «О защите прав потребителей». Следует отметить, что взимание платы на платной парковке происходит именно за стоянку транспортных средств (предоставление для этого земельного участка, соответствующей части здания, строения или сооружения), а не за их хранение. Если парковка платная, то водитель получает только талон об уплате денег, соответствующий требованиям постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. Причем в графе «назначение платежа» не указывается хранение.

Однако если должностное лицо при приеме автотранспорта на парковку выдаст какой-либо документ (тот же самый талон) с указанием, что транспорт принят именно на хранение, то он будет нести ответственность за несохранность согласно нормам Гражданского кодекса РФ о договоре хранения. В данном случае, отношения будут урегулированы Правилами оказания услуг автостоянок (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 795), в соответствии с которыми договор с потребителем может быть заключен путем выдачи потребителю сохранной расписки, квитанции или иного документа, подписанного хранителем, с указанием государственного регистрационного номера сданного на хранение автомобиля. Этот документ ему понадобится потом, чтобы выехать с автостоянки. Если же сохранная расписка или квитанция потребителем будут утеряны, автомобиль выдается на основании письменного заявления потребителя по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и документов, подтверждающих право собственности (пользования, распоряжения) на автотранспортное средство (п. 14 Правил оказания услуг автостоянок). В соответствии с данными правилами оказания услуг автостоянок исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию о себе, указанную в пп.3,4 Правил оказания услуг автостоянок.

Также следует отметить, что на платной парковке, часть парковочных мест (не менее 10% мест) должна быть отведена для инвалидов, которым парковочные места предоставляются бесплатно (ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ). Нарушение данного требования образует состав административного правонарушения (ст. 5.43 КоАП РФ).

Законность организации платной парковки могут проверить ряд гос.органов, в т.ч. государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости (земельных участков), органы прокуратуры, органы Роспотребнадзора (см. Опыт оспаривания штрафа за нецелевое использование земельного участка (организацию автостоянки)).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

«Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.»

2. СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)

«4.2. Автостоянки для инвалидов*

4.2.1. На индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске из расчета, при числе мест:

до 100 включительно............ 5%, но не менее одного места;

от 101 до 200.................. 5 мест и дополнительно 3%;

от 201 до 1000................. 8 мест и дополнительно 2%;

1001 место и более............. 24 места плюс не менее 1%

на каждые 100 мест свыше.

Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м.

4.2.2. Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа в предприятие или в учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание - не далее 100 м.

Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов (социальное такси), следует предусматривать на расстоянии не далее 100 м от входов в общественные здания.

4.2.3. Специальные парковочные места вдоль транспортных коммуникаций разрешается предусматривать при уклоне дороги менее 1:50.

Размеры парковочных мест, расположенных параллельно бордюру, должны обеспечивать доступ к задней части автомобиля для пользования пандусом или подъемным приспособлением.

Пандус должен иметь блистерное покрытие, обеспечивающее удобный переход с площадки для стоянки на тротуар. В местах высадки и передвижения инвалидов из личного автотранспорта до входов в здания должно применяться нескользкое покрытие.

4.2.4. Разметку места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размером 6,0 x 3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины - 1,2 м.

Если на стоянке предусматривается место для регулярной парковки автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к автомашине должна быть не менее 2,5 м.

4.2.5. Места для автомашин инвалидов на креслах-колясках в многоуровневых автостоянках рекомендуется размещать у выхода на первом этаже или около лифтов.

Высота свободного пространства от плоскости (пола) автостоянки до низа перекрывающих конструкций и другие конструктивные размеры следует принимать по СП 113.13330.

4.2.6. Встроенные, в том числе подземные автостоянки должны иметь непосредственную связь с функциональными этажами здания с помощью лифтов, в том числе приспособленных для перемещения инвалидов на кресле-коляске с сопровождающим. Эти лифты и подходы к ним должны быть выделены специальными знаками.»

3. ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст)

«5.9.21. Табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.*»

5. Рекомендация. Водитель поставил автотранспортное средство на парковке, которая принадлежит торговому центру. Можно ли считать, что между водителем и собственником парковки заключен договор хранения автотранспортного средства

<…>

«Нет, если собственник парковки нигде не указал, что принял автомобиль именно на хранение.

На парковке, как правило, никто не фиксирует данные о транспортном средстве и не производит его осмотр. Она предназначена для организованной стоянки транспортных средств и может представлять собой:*

  • часть автомобильной дороги;
  • место, примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту;
  • часть подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений.

Это установлено в пункте 21 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

При этом парковка может быть как платной, так и без взимания платы – все зависит от решения ее собственника. Даже на платной парковке ее собственник не отвечает за сохранность транспорта. Взимание платы происходит именно за стоянку транспортных средств (предоставление для этого земельного участка, соответствующей части здания, строения или сооружения), а не за их хранение.

Если парковка платная, то водитель получает только талон об уплате денег. Причем в графе «назначение платежа» не указывается хранение.

Указанные выводы подтверждаются практикой.

Пример из практики: суд отказал страховщику в иске о взыскании суммы страхового возмещения в порядке суброгации, так как угнанный автомобиль не находился на хранении у ответчиков. Место под стоянку транспортного средства было предоставлено без обязательства обеспечить его сохранность*

Между ООО «В.» (заказчик) и ООО ЧОП «Д.» (исполнитель) был заключен договор, согласно которому исполнитель обязался обеспечивать установленный режим в многоярусной парковке и открытой автостоянке.

9 февраля 2008 года с автостоянки был похищен автомобиль, который принадлежал гражданину А. Так какавтомобиль был застрахован в ОСАО «И.» (истец), то истец выплатил А. страховое возмещение в размере 5 554 101 руб. 93 коп.

Позднее истец обратился в арбитражный суд с иском к ООО ЧОП «Д.» и ООО «В.» (ответчики) о взыскании суммы страхового возмещения в размере 5 554 101 руб. 93 коп. в порядке суброгации.

Суд установил, что на территории, с которой был похищен автомобиль, действует следующий режим работы. При въезде на автостоянку водитель получает карточку-пропуск, с помощью которой фиксируется только время въезда на парковку. Данные о транспортном средстве (вид, марка, модель, государственный регистрационный номер и т. д.) не указываются. Осмотр состояния транспортного средства не производится. При выезде автомобиля с территории парковки оплачивается стоимость услуг парковки по размещению автомобиля (по предоставлению машино-места) за время пользования предоставленной площадью парковки.

В результате был сделан вывод, что ООО «В.» «предоставляет места на парковке за плату без обязательств похранению транспортных средств, то есть отношения между ответчиком и пользователями парковки являются арендными». «... Ответчики договор хранения с владельцем автомобиля... не заключали, в связи с чем... не должны нести ответственность за ущерб, причиненный хищением указанного автомобиля».

Суд отказал в удовлетворении иска (ФАС Московского округа от 17 марта 2010 г. № КГ-А40/1659-10 по делу № А40-85394/08-55-808).*

Однако если охранник при приеме автотранспорта на парковку выдаст какой-либо документ (тот же самый талон) с указанием, что транспорт принят именно на хранение, то он будет нести ответственность за несохранность согласно нормам Гражданского кодекса РФ о договоре хранения. На практике такого практически не встречается».

24.03.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.