Привлечение к административной ответственности

27

Вопрос

Была внеплановая проверка Роспотребнадзора, в ходе которой установлено, что 1. В торговом центре снаружи отсутствует режим работы, хотя при входе в торговый зал режим есть. Все размещенные в торговом центре точки работают по графику работы Торгового центра. 2. В договоре рассрочки имеется пункт "Все споры решаются в суде..... района" с указанием конкретного суда - что нарушает права потребителя. 3. В торговом зале отсутствовали "Правила торговли" По данным выявленным правонарушениям был составлен административный протокол. Являются ли данные нарушения основаниями для привлечения к административной ответственности?

Ответ

По указанным в вопросе нарушениям имеются риски привлечения к административной ответственности.

1. По вопросу возможности размещения вывески с информацией о режиме работы не снаружи, а внутри помещения имеются противоположные позиции. Существует мнение, что для информирования потребителей о режиме работы организации вывеска должна быть размещена снаружи. Другая позиция основана на том, что требование к размещению вывески снаружи законом не предусмотрено, в связи с чем, вывеска может размещаться в общедоступном месте внутри помещения.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации режиме работы продавца образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.

2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.8 КоАП РФ.

Так как ГПК РФ и Законом о защите прав потребителей (ст.17) установлена подсудность исков о защите прав потребителя по выбору истца данное условие договора может быть квалифицировано надзорным органом как ущемляющее права потребителя.

3. Требование о доведении продавцом Правил продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, в наглядной и доступной форме до сведения покупателей установлено в п.9 указанных Правил. Нарушение данных правил влечет риск привлечения к административной ответственности по ст.14.15 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

«Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске*.

Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)

3. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному».

2. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

«9. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей».*

3. Постановление ФАС ПО от 06.12.2010 № А12-10887/2010

«В соответствии с постановлением административного органа проверяющими установлен факт продажи товаров населению при отсутствии информации о фирменном наименовании (наименование) своей организации и месте нахождения (почтовый адрес) организации, в виде отсутствия указанной информации на вывеске.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В пункте 10 Правил установлено, что продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы путем размещения указанной информации на вывеске организации.

Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что действующим законодательством не установлены требования к вывеске (размер, внешний вид) и месту ее размещения.*

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением оспариваемого решения административного органа, общество указало на то, что оно неоднократно обращало внимание проверяющих на факт наличия данной информации в дилерском центре по продаже автомобилей. В ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении, общество приобщило в доказательство фотографии, из которых видно расположение в дилерском центре «Тайота Центр Волгоград» вывески с информацией о продавце ООО «АгатВолгаСервис», включающей в себя данные о фирменном наименовании продавца, адресе местонахождения продавца и режиме работы. Кроме того, ООО «АгатВолгаСервис» давало пояснения в ходе проведения проверки, которые имеются в материалах по делу об административном правонарушении о том, что указанная вывеска с информацией на фасаде дилерского центра не может быть размещена по «Дилерскому стандарту» (в силу договорных отношений между ООО «АгатВолгаСервис» и дистрибьютором). Данная вывеска с соответствующей информацией размещена при входе в «Тайота Центр Волгоград», где ООО «АгатВолгаСервис» осуществляет свою деятельность.

В объяснении по делу об административном правонарушении от 22.04.2010, направленном в Управление до вынесения постановления общество также указало на то, что в наглядной форме доводит до сведения потребителей фирменное наименование своей организации (ООО «АгатВолгаСервис»), о месте ее нахождения (г. Волгоград, ш. Авиаторов, д. 2г) и о режиме работы (с 8:00 до 20:00, без перерыва на обед, без выходных дней). Вывеска с информацией находится общедоступном месте в торговом зале дилерского центра.

Доводы заявителя подтверждаются фотографиями, приложенными заявителем в материалы дела.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ».

10.03.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.