Протокол об административном правонарушении

24

Вопрос

В электронных СМИ появился материал гражданина, который незаконно, то есть без разрешения администрации заповедника находился на территории заповедника (ст. 8.39 КоАП). В сообщении гражданин указывает дату незаконного нахождения на территории заповедника. Может ли должностное лицо уполномоченное составлять протокола, об административном правонарушении составить на данного гражданина протокол на основании данного обнародованного факта? Как правильно оформить в протоколе об адм. правонарушении факт составления протокола на основании информации находящейся в широком доступе?

Ответ

Согласно п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении. При этом необходимо установить, является ли средством массовой информации сайт, на котором появился материал (ст.2 Закона РФ № 2124-1).

Помимо повода для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч.3 ст.28.1 КоАП РФ). Достаточность данных определяется лицом, уполномоченным составлять протокол.

При отсутствии иных доказательств совершения правонарушения имеются риски того, что должностное лицо, рассматривающее дело прекратит производство по делу либо постановление о привлечении к административной ответственности впоследствии будет отменено в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

При составлении протокола в связи с информацией из СМИ отсутствует необходимость указания на факт составления протокола на основании информации, находящейся в широком доступе (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ). В то же время, указание в протоколе на повод для возбуждения дела не противоречии законодательству, в связи с чем, данный факт можно отразить в протоколе с указанием СМИ, в котором размещена информация, даты размещения.

Обращаем внимание, что необоснованное составление протокола об административном правонарушении и прекращение в связи этим производства по делу является основанием для взыскания с за счет средств соответствующей казны (казны РФ, казны субъекта РФ) понесенных гражданином убытков, например, оплаты услуг юриста, который осуществлял защиту по делу (ст.16 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения* (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения*.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении».

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  2. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»

«Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);*

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;».*

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

«26. При вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу.

При этом необходимо учитывать, что физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию.

Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).* Жалоба на постановление или решение по делу об административном правонарушении не облагается государственной пошлиной».

4. Постановление АС УО от 15.01.2016 № А60-27934/2015

«Факт нарушения обществом указанных требований санитарных правил подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом отбора проб и образцов от 09.04.2015, протоколом отбора смывов с объектов, протоколом осмотра от 10.04.2015, протоколами лабораторных испытаний от 15.04.2015, протоколом об административном правонарушении от 27.04.2015, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса.*

В силу ч. 3 ст. 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В пункте 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса в качестве повода для возбуждения дела названы сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 Кодекса).

Судами установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении общества послужила статья с официального сайта, зарегистрированного в качестве СМИ, а именно сведения от 06.04.2015 о том, что кафе «Лепота» не прошло проверку программы «Ревизорро»; административное дело было возбуждено в отношении общества на основании определения административного органа от 09.04.2015; дословное прочтение названной статьи позволяет сделать вывод о том, что кафе «Лепота» не прошло проверку, так как в начале статьи приводится полный список заведений, где проходила проверка, затем названы заведения, прошедшие проверку (среди которых кафе «Лепота» отсутствует), а далее содержится указание на то, что другим кафе проверку пройти не удалось.

В силу абз. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным Законом.

В соответствии с п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по регистрации средств массовой информации.

Согласно перечню наименований зарегистрированных СМИ, опубликованном на сайте названной службы, сайт, на котором была опубликована спорная информация, зарегистрирован как средство массовой информации*.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

Судами установлено, что вина общества выразилась в том, что при наличии возможности для соблюдения установленных требований, им не принято всех зависящих от него мер по их соблюдению; доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения установленных правил и норм, а также доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений, в материалах дела не имеется.

При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что информация, опубликованная на сайте 06.04.2015, в силу п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса послужила надлежащим поводом к возбуждению дела об административном правонарушении*; существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено; постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности; наказание назначено в пределах санкции ст. 6.6 Кодекса; административным органом в действиях общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса».

10.03.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль