Уведомление о перевозке спирта

186

Вопрос

Закупаем спирт этиловый технический гидролизный ректификованный ГОСТ 55878-2013. Поставщик находится в другом регионе РФ. Загвоздка в доставке. Кто должен отправлять уведомление о перевозке? Должен ли перевозчик отправлять декларацию в Росалкогольрегулирование? Насколько я поняла - эта деятельность не декларируется. Но не уверена. Если автомобильные перевозки будем осуществлять мы сами на автомобиле, принадлежащем нашей организации, должны ли мы предоставлять уведомление о перевозке? И какая ответственность и на ком лежит в случае не предоставления уведомления о перевозке? Скажем, перевозчик не отправит, а мы не проследим. Ответственность солидарная?

Ответ

Уведомление о перевозке должна направлять организация, фактически осуществляющая перевозку (поставщик, покупатель или третья организация-перевозчик (п.4 Порядка, утв. Приказом Росалкогольрегулирования от 06.03.2012 № 42).

Так как уведомление включено в список обязательных сопроводительных документов, оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи) без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность его производства и оборота, в том числе уведомления о перевозке (ст.10.2 Закона № 171-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч.2 ст.14.16. КоАП РФ).

Административную ответственность по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ несет лицо, осуществляющее оборот этилового спирта без необходимых документов. Таким образом, за непредоставление уведомления о перевозке несет ответственность перевозчик, за непредоставление уведомления о закупке несет ответственность покупатель и т.п.

Понятие «солидарной ответственности» КоАП РФ не предусматривает. Административная ответственность наступает за противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Так как обязанность предоставления уведомления о перевозке возлагается на перевозчика, покупатель не будет нести ответственность за действия перевозчика.

Организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны представлять декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 9 Правил представления деклараций, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 (п.1, п.11 Правил).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

16) оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки* и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона;

17) уведомление - документ, который подтверждает закупку (в том числе для собственных нужд), поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организации, осуществляющей закупку, поставки, перевозки указанной продукции;».

2. Приказ Росалкогольрегулирования от 06.03.2012 № 42 «Об утверждении Порядка представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений»

«1. Настоящий порядок определяет представление организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - уведомления).

2. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции; этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств и (или) использования для собственных нужд; нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют уведомление по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу в межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по федеральному округу (далее - территориальный орган) по месту своего нахождения.

4. Организация, осуществляющая перевозки (в том числе своему обособленному подразделению или между своими обособленными подразделениями) этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляет уведомление по форме согласно приложению № 4 к настоящему приказу в территориальный орган по месту своего нахождения.*

5. Уведомления представляются организацией до осуществления закупки (передачи для собственных нужд) этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; до осуществления поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; до осуществления перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по каждой партии, закупаемой, поставляемой и перевозимой продукции раздельно».

3. Постановление Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (вместе с «Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей»)

«2. Декларации, указанные в пункте 1 настоящих Правил (далее - декларации), представляют:

а) организации, осуществляющие:

перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

11. Организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 9».*

4. Информация Росалкогольрегулирования Ответы на вопросы (раздел «Декларирование»)

«Вопрос: Кто и с какого периода представляет декларацию по форме согласно приложению № 9, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей»?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» утверждены правила представления деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил декларация по форме согласно приложению № 9 представляется организациями, осуществляющими перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - продукция).

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2012 № 648 «О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции» перевозки осуществляются:

а) автомобильным транспортом на основании выданных в установленном порядке Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка лицензий на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

б) железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом на основании выданных в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами лицензий на перевозки железнодорожным транспортом, внутренним водным транспортом и морским транспортом опасных грузов;

в) воздушным транспортом на основании выданных Федеральным агентством воздушного транспорта в установленном порядке лицензий на перевозки воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Таким образом, декларации по форме согласно приложению № 9 за I, II, III и IV кварталы 2012 года представляются организациями - перевозчиками продукции:

- автомобильным транспортом;

- железнодорожным транспортом;

- внутренним водным транспортом;

- морским транспортом;

- воздушным транспортом.

При этом организации, фактически осуществляющие автомобильные перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, декларации о перевозках по форме согласно приложению № 9 представляют независимо от наличия лицензий на данный вид деятельности».

5. Постановление 11 ААС от 06.02.2015 № А49-9756/2014

«Пунктом 1 статьи 10.2. Федерального закона 171-ФЗ установлен перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производства которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и ее печатью извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного спирта (спирта коньячного).

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ уведомление - это документ, который подтверждает закупку (в том числе для собственных нужд), поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организации, осуществляющей закупку, поставки, перевозки указанной продукции.

Порядок предоставления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 06.03.2012 года № 42.

Согласно пункту 4 названного Порядка организация, осуществляющая перевозки (в том числе своему обособленному подразделению или между своими обособленными подразделениями) этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляет уведомление по форме согласно приложению № 4 к настоящему приказу в территориальный орган по месту своего нахождения.

На основании приведенных выше норм перевозка нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции без уведомления и товарно-транспортной накладной образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16. КоАП РФ».

6. Постановление 15 ААС от 11.06.2013 №А53-35190/2012

«Согласно пункту 17 Правил декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации.

В соответствии с пунктом 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации за I и II кварталы 2012 г. до 20 сентября 2012 г.

Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела декларации об объемах перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2012 года должна была быть представлена заявителем не позднее 20.09.2012 г.

Основанием для привлечения ФКП «Комбинат «Каменский» к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ послужило непредставление предприятием в установленный срок декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме Приложения № 9 за 2 квартал 2012 г.

Так, заинтересованным лицом установлено, что ФКП «Комбинат «Каменский» 26.06.2012 г. представило в Управление Росалкогольрегулирования по ЮФО уведомление № 2 от 26.06.2012 г. о закупке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции в объеме 700 дал. у ООО «КХ «Восход» и уведомление № 1 от 26.06.2012 г. о перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции. При этом декларация по форме Приложения № 9 с отражением соответствующей информации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции в управление предприятием «Комбинат «Каменский» не представлена.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что перевозка спиртосодержащей продукции осуществлялась предприятием в рамках исполнения договора купли-продажи на условиях самовывоза, а не на основании договора перевозки. Поскольку предприятие не является перевозчиком в смысле, придаваемом Законом № 171-ФЗ, требования п. 11 Порядка представления деклараций по форме Приложения № 9 на него не распространяются.

Судебная коллегия находит указанный вывод ошибочным по следующим основаниям.

Изменения в Закон № 171-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 286-ФЗ, в части осуществления деятельности по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции организациями, имеющими соответствующую лицензию и на автомобильном транспорте, оснащенном специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, вступили в силу после выявления правонарушения и привлечения предприятия к административной ответственности.

В то время, как обязанность учета и декларирования объема перевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции установлена пунктом 11 Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. № 815, вступившим в силу 28.08.2012 г.*

ФКП «Комбинат «Каменский» располагало необходимой информацией и реальной возможностью (наличие первичных учетных документов на алкогольную продукцию, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций), но им заблаговременно не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» по представлению декларации по форме приложения № 9 в установленный срок.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необходимость представления соответствующей декларации только в случае перевозки спиртосодержащей продукции в рамках договора перевозки не принимается судебной коллегией, как основанная на неверном толковании норм Закона № 171-ФЗ».*

10.02.2016

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.