Реализация семян цветов

100

Вопрос

В соответствии с законами "о семеноводстве" и "карантине растений" индивидуальный предприниматель подал заявление в "Россельхознадзор" о намерении привезти семена цветов и овощей на сезон 2016 год. Передал соответствующий список семян планируемых к поставке в свой регион. Через некоторое время "Россельхознадзор" подготовил ответ в котором указано, что некоторые виды семян овощей не следует поставлять в регион так как они не соответствуют законодательству и внесены/не внесены в список подкарантийной продукции в связи с чем будет нарушение, а по поводу семян цветов ничего не ответили. Относятся ли семена цветов к подкарантийной или сельскохозяйственной продукции, можно ли продавать семена цветов свободно без согласия "Россельхознадзора"?

Ответ

Семена цветов не являются сельскохозяйственной продукцией, если не используются в сельскохозяйственном производстве, и являются подкарантийной продукцией, в связи с чем на их оборот распространяются требования Закона «О карантине растений» и Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе».

Согласно п.2 ч.1 ст.32 Закона № 206-ФЗ граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в РФ, вывоз из РФ, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны, в том числе извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений (Россельхознадзор), о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

Учитывая изложенное, реализации подкарантинной продукции без соответствующего извещения россельхознадзора влечет риски привлечения к административной ответственности по ст.10.3 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

  1. Федеральный закон от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве»

«Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

семена - части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений;*

сельскохозяйственные растения - зерновые, зернобобовые, кормовые, масличные, эфирномасличные, технические, овощные, лекарственные, цветочные, плодовые, ягодные растения, картофель, сахарная свекла, виноград, используемые в сельскохозяйственном производстве;».*

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе» (вместе с «Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза», «Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза»)

ПЕРЕЧЕНЬ ПОДКАРАНТИННОЙ ПРОДУКЦИИ (ПОДКАРАНТИННЫХ ГРУЗОВ, ПОДКАРАНТИННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОДКАРАНТИННЫХ ТОВАРОВ), ПОДЛЕЖАЩЕЙ КАРАНТИННОМУ ФИТОСАНИТАРНОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ) НА ТАМОЖЕННОЙ ГРАНИЦЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Наименование Код ТН ВЭД ТС <*>
I. Подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском
Семена*, плоды и споры для посева 1209

1.2. Настоящее Положение определяет порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории разных государств - членов таможенного союза (далее - Стороны) и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза (далее - карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории таможенного союза).

Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории одной из Сторон и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, определяется законодательством указанной Стороны.*

3.2. Деятельность уполномоченных органов, направленная на выдачу фитосанитарных сертификатов, не является карантинным фитосанитарным контролем (надзором).

Каждая партия подкарантинной продукции, перемещаемая с территории одной Стороны на территорию другой Стороны, подлежит карантинному фитосанитарному контролю (надзору).

Каждая партия подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, перемещаемая с территории одной Стороны на территорию другой Стороны, сопровождается фитосанитарным сертификатом, который выдается уполномоченным органом государства места отправления на срок действия до 30 календарных дней с даты выдачи фитосанитарного сертификата.

Собственник продукции обязан уведомить уполномоченный орган государства места назначения о прибытии подкарантинной продукции любым доступным способом и предъявить подкарантинную продукцию для осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в месте назначения не позднее рабочего дня, следующего за днем прибытия.

В случае установленного факта непредъявления подкарантинной продукции должностному лицу уполномоченного органа государства места назначения собственник продукции несет ответственность в соответствии с законодательством государства места назначения.

3.3. Процедура осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза в соответствии с законодательством Сторон может предусматривать проведение следующих контрольных мероприятий:

1) документарная проверка;

2) осмотр подкарантинной продукции;

3) досмотр подкарантинной продукции.

3.4. При закреплении в законодательстве Стороны полномочий должностных лиц уполномоченных органов по проведению контрольных мероприятий, а также при определении порядка и периодичности проведения таких мероприятий Стороны должны использовать правовые средства, применение которых существенным образом не будет ограничивать свободное перемещение подкарантинной продукции по территории таможенного союза. Данное положение не ограничивает право одной Стороны использовать правовые средства, аналогичные применяемым в отношении партий подкарантинной продукции, перемещаемых с территории указанной Стороны на территорию другой Стороны.

3.5. Документарная проверка проводится в местах назначения должностными лицами уполномоченного органа государства места назначения.

3.6. В целях проведения документарной проверки должностному лицу должны быть представлены транспортные (перевозочные) документы на партию подкарантинной продукции и фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска.

3.7. Должностное лицо проверяет представленные документы и выдает предписание о возврате партии подкарантинной продукции или ее уничтожении в следующих случаях:

1) на партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска не представлен фитосанитарный сертификат;

2) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в транспортных (перевозочных) документах;

3) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;

4) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям».

3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений»

«Статья 32. Обязанности граждан, юридических лиц в области карантина растений

1. Граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны:

1) выполнять карантинные фитосанитарные требования;

2) извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений;*

3) обеспечивать необходимые условия для своевременного осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

4) выделять для хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям;

5) не допускать очистку транспортных средств и контейнеров с подкарантинной продукцией, других подкарантинных объектов в пути следования, а также в местах, не предназначенных для этого;

6) обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений;

7) выделять транспортные средства, специально оборудованные причалы, площадки, помещения для проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания, очистки, дегазации подкарантинной продукции, подкарантинных объектов;

8) извещать немедленно, в том числе в электронной форме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений;

9) осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами;

10) выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений».

4. Постановление 17 ААС от 27.11.2015 № А60-21149/2015

«Как указано выше, из материалов дела следует, что 03.04.2015 в адрес ООО «Аркадия» поступила подкарантинная продукция - пакетированные семена овощей и цветов*, в том числе от ООО «Гавриш-Дача» (Москва) в количестве 58 910 пакетов, от ООО «Новый Росток» - в количестве 177 170 пакетов. О данном поступлении подкарантинной продукции ООО «Аркадия» уведомило Управление Россельхознадзора по Свердловской области извещением от 06.04.2015 № 16 (вх. № 2042 и вх. № 2043 от 06.04.2015)* (л.д. 126). В данном извещении ООО «Аркадия» указало, в том числе, в отношении продукции, поступившей от ООО «Новый Росток» в количестве 177 170 шт., на наличие карантинного сертификата от 01.04.2015 № 66770201010415047.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что в оспариваемых предписаниях от 17.04.2015 № 2042, № 2043 или каких-либо других документах, составленных Управлением Россельхознадзора по Свердловской области в ходе проведения мероприятий по контролю, не отражено, что на момент проведения досмотра, осмотра подкарантинной продукции с отбором проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований, ООО «Аркадия» не были представлены карантинные сертификаты в отношении спорной продукции; из аудиозаписи судебного заседания суда первой инстанции, состоявшегося 07.08.2015, следует, что представитель Управление Россельхознадзора по Свердловской области факт наличия у ООО «Аркадия» карантинных сертификатов от 01.04.2015 № 66770201010415047, от 10.04.2015 № 66770201100415022 не отрицал. В судебном заседании суда апелляционной инстанции ООО «Аркадия» представлены карантинные сертификаты от 01.04.2015 № 66770201010415047, от 10.04.2015 № 66770201100415022 на спорную продукцию, которые в силу п. 15 ст. 2 Федерального закона «О карантине растений» являются документами, удостоверяющими соответствие партии спорной продукции (пакетированные семена овощей и цветов от ООО «Гавриш-Дача», ООО «Новый Росток») карантинным фитосанитарным требованиям при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации. Доказательств обратного в материалах дела не имеется, Управлением Россельхознадзора по Свердловской области не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заинтересованным лицом не доказана законность и обоснованность оспариваемых предписаний; не доказано наличие оснований для проведения в отношении спорной подкарантинной продукции мероприятий по контролю с отбором проб и образцов продукции для их лабораторного исследования, а также не доказана правомерность возложения обязанности по проведению лабораторных исследований в целях подтверждения соответствия отобранных образцов фитосанитарным требованиям. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал недействительными оспариваемые предписания Управления Россельхознадзора по Свердловской области и удовлетворил заявленные ООО «Аркадия» требования».

5. Постановление 1 ААС от 22.10.2015 № А79-3612/2015

«Факт реализации Обществом на момент проверки подкарантинной продукции без соответствующего извещения Управления установлен административным органом и подтверждается материалами дела.*

Отсутствие утвержденного порядка извещения о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, само по себе не является основанием для не исполнения такой обязанности, поскольку она направлена на обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 10.3 Кодекса».*

09.02.2016

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.