Проверка ГЖИ

620

Вопрос

В отношении организации проводилась проверка ГЖИ, документов, кроме приказа о проведении проверки, нам не направили. Позднее пришел вызов на составление протокола, в котором приписано, что документы касаемо правонарушения нам направлялись ранее. Но у нас их нет. И мы не знаем, какое конкретно правонарушение нам вменяют. Данный факт мы можем отразить в протоколе, и впоследствии при обжаловании постановления и предписания (которого тоже пока нет). При оспаривании постановления я факт не направления документов должна применить к процедуре проведения проверки или к порядку оформления протокола и порядку рассмотрения дела об адм. правонарушении?

Ответ

Если проверка осуществлялась в соответствии с Законом № 294-ФЗ, непредоставление акта проверки является:

- основанием для признания акта проверки недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ);

- свидетельством нарушения прав привлекаемого к административной ответственности лица, гарантированных ст.25.1 КоАП РФ;

- основанием для признания результатов проведенной проверки недействительными и подлежащими отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.

В силу ст.20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных указанным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.

К грубым нарушениям п.6 ч.2 ст.20 Закона № 294-ФЗ относит нарушение требований, предусмотренных ч.4 ст.16 Закона № 294-ФЗ, в части непредставления акта проверки.

Факт непредоставления акта проверки можно отразить в объяснениях или замечаниях, прилагаемых к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 26.2. Доказательства

3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона».*

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);

3. Постановление 3 ААС от 28.02.2013 № А74-4851/2012

«Статьей 16 Федерального закона № 294-ФЗ установлен порядок оформления результатов проверки, согласно пунктам 1, 2, 4 которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте проверки указываются, в том числе: сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, о характере и лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, обосновывающие такие возражения, либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора).

Таким образом, закон закрепляет последовательность этапов проверки и императивно предусматривает, что составленный по ее результатам акт должен быть вручен руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица под расписку или направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Невручение акта проверки руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица не позволяет проверяемому лицу представить свои возражения по акту проверки, что является существенным нарушением его прав.

В силу статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.

К грубым нарушениям пункт 6 части 2 названной нормы относит нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ, в части непредставления акта проверки.

Из материалов дела следует, что по результатам плановой выездной проверки административным органом составлен акт проведения плановых и внеплановых мероприятий по государственному контролю от 16.08.2012, с которым ознакомлен собственник квартиры № 5 Бугаев Р.С. и ведущий инженер Управляющей жилищной компанией Соснина Т.Ю. Акт вручен Кривошеевой И.Ф. 16.08.2012.

Исследовав указанный документ, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что акт проверки составлен в отсутствие уполномоченного представителя Управляющей жилищной компании; заявитель не ознакомлен с актом проверки до составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, был лишен возможности реализовать свои права, гарантированные частью 12 статьи 16, статьей 21 Федерального закона № 294-ФЗ, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.*

Так, акт проверки от 16.08.2012 содержит отметку о присутствии при проверке ведущего инженера Сосниной Т.Ю. и ее подпись об ознакомлении с актом проверки. На акте проверки также имеется подпись Кривошеевой И.Ф. о получении акта 16.08.2012.

Вместе с тем, документы в подтверждение полномочий Сосниной Т.Ю. и Кривошеевой И.Ф. на участие в проведении проверки, в составлении акта проверки, на получение акта проверки (доверенность, приказ о назначении на должность, должностная инструкция, иные) в материалах дела отсутствуют.

Акт проверки от 16.08.2012 с сопроводительным письмом от 05.09.2012 № 21-1250 вручен в канцелярию заявителя 07.09.2012, то есть после составления протокола об административном правонарушении от 21.08.2012.

Следовательно, акт проверки от 16.08.2012 не вручен надлежащим образом законному представителю ООО «УЖК «Дом-Сервис».

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что проверка проведена Государственной жилищной инспекцией с грубыми нарушениями норм Федерального закона № 294-ФЗ, ее результаты не могут являться надлежащим доказательством, подтверждающим нарушения заявителем правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Довод ответчика о том, что в материалах дела об административном правонарушении имеются доказательства того, что должностное лицо управляющей организации ООО «УЖК «Дом-Сервис» - директор общества Кривошеев В.В. был ознакомлен с результатом проверки заблаговременно до возбуждения дела об административном правонарушении и реализовал свои права, гарантированные частью 12 статьи 16, статьей 21 Федерального закона № 294-ФЗ, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подтверждается материалами дела.

Таким образом, административным органом не представлено надлежащих доказательств совершения Управляющей жилищной компанией административного нарушения, поскольку выводы о совершении Управляющей жилищной компанией спорного правонарушения сделаны в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении на основании акта проверки от 16.08.2012, который является недопустимым в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательством»*.

4. Постановление ФАС ВВО от 23.12.2013 № А31-3303/2013

«Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Общество указывает, что Инспекция нарушила порядок привлечения к административной ответственности, не вручив в нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) руководителю или уполномоченному представителю Общества акт проверки.

Довод заявителя о нарушении Инспекцией Федерального закона № 294-ФЗ является несостоятельным.

Суды установили, что мероприятия по контролю, регулируемые данным федеральным законом, в отношении Общества не проводились. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (статья 28.1 КоАП РФ) послужило непосредственное обнаружение в ходе мониторинга должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ».*

03.02.2016



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.