Соблюдение претензионного порядка

572

Вопрос

В связи с невозможностью в будущем вручить или послать почте ответчику исковое заявление перед его отправкой в арбитражный суд, мы лично вручили ответчику одновременно и до судебную претензию и исковое заявление, при получении ответчик расписался и поставил одну и ту же дату получения на досудебной претензии и исковом заявлении. Но отправить в арбитражный суд исковое заявление мы собираемся после истечения срока указанного в досудебной претензии. Вопрос: в таком случае есть ли у суда основания признать что нами не надлежащим образом проведена до судебная работа с ответчиком и не принять к производству исковое заявление? также прошу дать порядок подачи искового заявления и проведения до судебной работы, со ссылкой на АПК и Постановления пленума ВАС.

Ответ

В данном случае у арбитражного суда нет оснований для оставления искового заявления без движения на основании ч. 1 ст. 128 АПК РФ, возвращения искового заявления – ст. 129 АПК РФ либо оставления искового заявления без рассмотрения на основании п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ.

Несмотря на то, что ответчик получил одновременно и претензию и исковое заявление, претензионный порядок будет соблюден, если исковое заявление будет подано в арбитражный суд после получения ответа на претензию либо по истечении срока на ответ на претензию.

Порядок вручения копии искового заявления и приложенных к нему документов – п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ в данном случае также будет соблюден.

Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 9746/11 № А82-8711/2010-22, если истец представил суду доказательства приложения документов к претензии - опись, заверенную почтовой службой, а также все необходимые документы для рассмотрения спора по существу, то претензионный порядок считается соблюденным.

Подробно о порядке подачи искового заявления и проведения досудебной работы со ссылками на АПК РФ и судебную практику читайте в рекомендации: Как правильно составить исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, и какие документы к нему приложить, а также в рекомендации, приведенной в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2015 № Ф05-11936/2015 № А40-191775/14

«Судами также установлено, что исковое заявление было направлено в Арбитражный суд города Москвы 15.11.2014, через 2 дня после направления претензии, поступило 20.11.2014, то есть до истечения срока претензионного урегулирования спора*.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает ошибочными выводы и мотивы суда апелляционной инстанции, положенные в основание отмены определения суда первой инстанции.

Заключенным сторонами контрактом предусмотрен обязательный претензионный порядок разрешения спора, следовательно, право передать спор на разрешение суда у истца возникает после соблюдения претензионного порядка (истечение срока на ответ либо получение отказа в удовлетворении претензии).

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

На момент подачи иска право истца по заявленному требованию об оплате неустойки не было нарушено. Ответчик не отказывал ему в этом и не истек срок ответа на претензию.

Не имеет правового значения тот факт, что к дате судебного заседания претензионный срок истек, поскольку после передачи спора в суд утрачивается смысл реагирования на претензию, являющуюся способом именно досудебного урегулирования спора*».

2. Рекомендация: Обязательный претензионный порядок

«Порядок направления претензии и ответа на претензию

Претензию необходимо направить адресату способом, который позволит зафиксировать:

  • факт направления претензии;
  • факт получения претензии;
  • содержание претензии.

К способам, которые позволяют зафиксировать надлежащим образом данные факты, относятся направление претензии по почте и доставка претензии курьерской службой (курьером). Поэтому рекомендуется направлять контрагенту претензию только с помощью данных способов доставки. Иные способы (факс, электронная почта и др.) не позволяют достоверно подтвердить вышеуказанные обстоятельства, а потому суды к их использованию относятся скептически (кроме случаев, когда контрагент не оспаривает факт получения им претензии).

Если лицо желает воспользоваться услугами органа почтовой связи, то ему нужно отправить претензию по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае факт направления претензии будет подтвержден почтовой квитанцией об отправке письма. Факт получения – вернувшимся уведомлением о вручении письма адресату и информацией с интернет-сайта Почты России о движении заказного отправления. Чтобы получить эту информацию, нужно ввести на сайте Почты России код письма (14 знаков), указанный в квитанции об отправке. А содержание претензии можно подтвердить описью вложения в почтовый конверт с отметкой органа почтовой связи. При отправке претензии по почте фиксация факта направления претензии имеет первостепенное значение, поскольку в конечном итоге претензия может быть адресатом и не получена.

Если лицо желает воспользоваться услугами курьерской службы, то в данном случае факт направления претензии фиксировать не нужно, если будет зафиксирован факт вручения претензии ее получателю. Например, если претензия была вручена под расписку уполномоченному представителю адресата, то копия претензии с отметкой представителя контрагента будет достаточным доказательством факта доставки претензии и ее содержания*.

На практике в ряде случаев контрагенты ссылаются на то, что претензия на самом деле была получена ненадлежащим лицом, даже в том случае, если это произошло в офисе адресата. Это связано с тем, что сотрудники курьерской службы никогда не проверяют полномочия лица, которое получает претензию или любое другое направление. Чтобы обезопасить себя от такого рода ситуаций, рекомендуется просить представителя получателя ставить печать на копию претензии, которая передается направителю. Кроме того, всегда можно сослаться на то, что полномочия лица на получение претензии явствовали из обстановки (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ)».

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http://www.1jur.ru/#/hotline/rules.

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.