Налог на земельный участок

105

Вопрос

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка мы подали 26 декабря 2014 г. Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было принято 16 января 2015 г.

Вопрос: С какого времени (за какой период) можно сделать перерасчет по земельному налогу? Если можно привести в пример судебную практику. Уточняю вопрос, перерасчет по земельному налогу за 2014 г. можно сделать с 01.01.2014 года или с 01.01.2015 г.?

Ответ

Присутствуют основания применить (сделать перерасчет) установленной комиссией в 2015 году кадастровой стоимости участка с 01.01.2014 г.

Это объясняется тем, что п.29 ст. 1 ФЗ от 21.07.2014 № 225-ФЗ внесены изменения в ст. 24.20 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Согласно новому абз. 5 ст. 24.20 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Данная норма применяется к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22.07.2014, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату в силу ч. 1, 8 ст. 3 ФЗ от 21.07.2014 № 225-ФЗ.

Таким образом, если на момент 22.07.2014 заявление организации об установлении рыночной кадастровой стоимости земельного участка не было рассмотрено судом или было подано позже (напр. в 2014 г.), установленная комиссией кадастровая стоимость участка в 2015 г. должна подлежать применению с 01.01.2014 г. (см. например, Постановление 19 ААС от 20.02.2015 № А35-6285/2014, Постановление АС ЗСО от 21.07.2015 № А13-9825/2014).

В п. 28 Постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» также разъяснено, что для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абз.3 и 5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности).

Однако на практике, спорные ситуации с налоговой инспекцией не исключены. Ранее, представители ФНС России придерживались позиции, в соответствии с которой в налоговых отношениях изменения, внесенные в ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ, можно применять только с 2015 года (письма ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013, от 26 марта 2015 г. № БС-4-11/4935, от 14 апреля 2015 г. № БС-4-11/6355).

Однако в Письме Минфина от 19 октября 2015 г. № 03-05-04-02/59713 изложена другая позиция. При этом, суды уже высказали свою позицию относительно применения ст.24.20 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ при перерасчете земельного налога в 2014 году – см. например Постановление АС ЗСО от 06.11.2015 № А27-9779/2015.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух»

1.Постановление АС ЗСО от 06.11.2015 № А27-9779/2015

«Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка второй уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной Обществом.*

По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 13.01.2015 № 20 и принято решение от 11.03.2015 № 143 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 114 683 рублей и пени за несвоевременную уплату указанного налога в размере 137,11 рублей.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 05.05.2015 № 262 решение Инспекции от 11.03.2015 № 143 утверждено без изменения.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.

Основанием для доначисления земельного налога, пени, послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком налоговой базы при исчислении земельного налога за 2014 год в отношении земельного участка 42:24:0401045:677 ввиду применения кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.09.2014 по делу № А27-12725/2014, вступившего в законную силу 14.10.2014.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 387, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводам о том, что земельный налог за 2014 год подлежит исчислению, исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014; установленная судом кадастровая стоимость земельного участка не подлежит применению при исчислении земельного налога за январь - июнь 2014 года.

Формулируя данные выводы, суды исходили из следующего:

- постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, подлежащие применению с 01.01.2009;

- на основании данного постановления кадастровая стоимость принадлежавшего Обществу с 05.03.2013 по 03.07.2014 на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:677 по состоянию на 01.01.2014 составляла 17 087 708,02 рублей;

- указанное постановление Коллегии Администрации Кемеровской области не отменено и не признано недействующим, утвержденная данным постановлением кадастровая стоимость является достоверной и подлежит применению до ее корректировки в установленном порядке; корректировка возможна путем установления рыночной стоимости земельного участка на основании судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка;

- установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений о земельном участке, а представляет собой вновь определенную характеристику земельного участка, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости на будущее время, а правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости этого земельного участка является то, что с момента вступления в силу соответствующего судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную таким судебным актом рыночную стоимость земельного участка и только с этого момента рыночная стоимость земельного участка получает статус его кадастровой стоимости и должна применяться в новом (измененном) размере;

- поскольку с января по июнь 2014 года кадастровая стоимость принадлежавшего Обществу земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:677 не изменялась, Инспекцией правомерно исчислен земельный налог за январь - июнь 2014 года на основании кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2009;

- судебный акт по делу № А27-12725/2014, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:677 установлена в сумме 1 796 677 рублей, вступил в законную силу 14.10.2014, в связи с чем оснований для применения указанной кадастровой стоимости при исчислении земельного налога за январь - июнь 2014 года не имеется;

- ретроспективное внесение в государственный кадастр соответствующих сведений в результате признания кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости невозможно и во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость земельного участка, ее новый (определенный судом) размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.

Отклоняя ссылку Общества на положения абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ), суды исходили из того, что положения данной нормы не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку в настоящем случае кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости судом не устанавливалась в порядке статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ.

Однако данный вывод судов является ошибочным.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Закон № 135-ФЗ дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка» (куда входит статья 24.18).

Действительно, согласно статье 5 Закона № 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены ранее (до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого Закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок - пункт 1); государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования поименованного Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 2).

Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 № 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, определяющие, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Исходя из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что пункты 1 и 2 статьи 5 Закона № 167-ФЗ относятся к процедурным вопросам принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизы такого отчета, утверждения результатов определения кадастровой стоимости и не касаются вопросов оспаривания кадастровой стоимости в суде путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2015 № 41-АПГ15-10).

Таким образом, к рассматриваемым отношениям применяются положения Закона № 135-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ (в редакции Закона № 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона № 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Закона.

Согласно статье 3акона № 225-ФЗ данный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, которое состоялось 22 июля 2014 года.

Из материалов дела следует, что заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости Обществом подано в Арбитражный суд Кемеровской области 10.07.2014, принято судом к производству 30.07.2014.

Учитывая, что на день вступления в силу Закона № 225-ФЗ заявление Общества не было рассмотрено судом (рассмотрено 11.09.2014), положения статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ подлежат применению при рассмотрении настоящего спора. Следовательно, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01.01. 2014.

Аналогичная позиция о применении статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ при налогообложении земельным налогом в 2014 году изложена также в письме Минфина России от 06.07.2015 № 03-05-04-02/38796.

Таким образом, судами неправильно применена норма права, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.*

Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, судебные акты в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Отменяя судебные акты, кассационная инстанция считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований».

2.С какой даты рассчитывать земельный налог с учетом измененной кадастровой стоимости, первоначально установленной в 2010 году. Заявление о пересмотре подано до 22 июля 2014 года, решение суда вступило в силу после. Новая стоимость внесена в кадастр в декабре 2014 года

«При расчете земельного налога измененную кадастровую стоимость применяйте с 1 января 2014 года.

В данном случае нужно следовать правилу. Новую кадастровую стоимость, установленную по решению суда, можно учитывать с начала того налогового периода, в котором организация обратилась в суд. И не раньше той даты, когда в кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.*

Это правило начало действовать с 22 июля 2014 года. С этой даты вступили в силу изменения в статью 24.20Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, которые внес Закон от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ.

В рассматриваемом случае организация может применять эти изменения, поскольку по состоянию на 22 июля 2014 года ее заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассмотрено не было. Это следует из положений пункта 8 статьи 3 Закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ и подтверждается письмом Минфина России от 29 сентября 2014 г. № 03-05-РЗ/48574.

Дата определения первоначальной кадастровой стоимости (2010 год) предшествует дате начала налогового периода, в котором организация обратилась в суд (2014 год). Решение суда об изменении кадастровой стоимости вступило в силу в 2014 году. В этом же году измененная кадастровая стоимость была зарегистрирована в кадастре. При таких условиях применять измененную кадастровую стоимость для расчета земельного налога организация вправе с 2014 года. Оснований для пересчета земельного налога за 2013 год и более ранние периоды нет.

Внимание: представители ФНС России придерживаются другой позиции. Они считают, что в налоговых отношениях изменения, внесенные в Закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, можно применять только с 2015 года

В ФНС России рассуждают следующим образом. Новый порядок пересмотра кадастровой стоимости, установленный статьей 24.20 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, нашел свое отражение в налоговом законодательстве только в 2015 году. Аналогичные поправки были внесены в статью 391 Налогового кодекса РФ Законом от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ и вступили в силу лишь с 1 января 2015 года. А значит, и показатели кадастровой стоимости, измененные в 2014 году по решению судов, при расчете земельного налога можно применять только с 1 января 2015 года.

Причем в своих письмах специалисты налоговой службы никак не разграничивают решения судов, принятые до 22 июля 2014 года и после этой даты (письма ФНС России от 27 марта2015 г. № БС-4-11/5013от 26 марта 2015 г. № БС-4-11/4935от 14 апреля 2015 г. № БС-4-11/6355).

Учитывая позицию ФНС России, у организаций, которые воспользовались новыми правилами пересмотра кадастровой стоимости в 2014 году, могут возникнуть разногласия с проверяющими. Инспекторы, руководствуясь письмами ФНС России, не примут пересчет земельного налога, насчитают пени и штрафы.

Оспорить решение инспекции можно в арбитраже. Некоторые суды уже высказали свою позицию относительно применения статьи 24.20 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при перерасчете земельного налога в 2014 году. Вот примеры решений, когда судьи вставали на сторону налогоплательщиков: постановления Арбитражного суда Московского округа от 27 марта 2015 г. № Ф05-1032/2015 и от 25 марта 2015 г. № Ф05-1979/2015. Аргументы из данных решений можно использовать в споре с налоговыми инспекторами*».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.