Цена выкупаемого участка

199

Вопрос

Может ли выкупная стоимость земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, установленная органом местного самоуправления (в нашем случае - 100% кадастровой стоимости), быть выше выкупной стоимости ЗУ. Находящегося в собственности субъекта РФ (в котором расположено вышеозначенное муниципальное образование), установленной субъектом РФ (в нашем случае - 15% от кадастровой стоимости)?

Ответ

Органы местного самоуправления вправе установить выкупную стоимость участка, находящегося в муниципальной собственности, выше выкупной стоимости участков, находящихся в собственности субъекта, в котором расположено муниципальное образование. Данных ограничений закон не содержит.

В данном случае действует общее правило: цену участка при его выкупе определяет собственник, т.е. в отношении муниципальных земель – орган местного самоуправления. При этом действует ограничение, установленное ст.39.4 ЗК РФ, в соответствии с которым, цена участка не может превышать кадастровую стоимость участка или иной размер цены, если он предусмотрен федеральным законом. Таким образом, установление цены выкупаемого муниципального участка в размере кадастровой стоимости не противоречит ст.39.4 ЗК РФ.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как выкупить землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, без торгов;

Как получить в аренду землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, без торгов;

Как оспорить кадастровую стоимость.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

1.Как определяют цену приобретаемых в собственность земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности

«Цену участка определяет собственник, а именно:

  • в отношении федеральных земель – Правительство РФ;
  • в отношении участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, – орган государственной власти субъекта РФ;
  • в отношении муниципальных земель – орган местного самоуправления.

При этом цена не может превышать кадастровую стоимость участка или иной размер цены, если он предусмотрен федеральным законом.*В частности, закон закрепил правило о том, что цена за муниципальный участок, который передается сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству без проведения торгов, должна составлять не более 15 процентов его кадастровой стоимости (в случае если они уже используют такой земельный участок и обратились с заявлением о его приобретении в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него) (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Порядок определения цены устанавливают:

Так, цена земельного участка, который находится в федеральной собственности и продается без торгов, определяется в размере:

1) его кадастровой стоимости (п. 2 Правил);

2) в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже участка (п. 3 Правил):

  • гражданину – собственнику здания или сооружения, возведенного на приобретаемом участке в соответствии с разрешенным использованием участка, для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
  • юридическому лицу – собственнику здания или сооружения, которые являются объектами федерального или регионального значения и расположены на приобретаемом участке;

3) в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости при продаже участков, образованных в результате раздела участка, который предоставлен (п. 4 Правил):

  • некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (подп. 4 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ);
  • юридическому лицу для ведения дачного хозяйства (относящийся к имуществу общего пользования) (подп. 5 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Что касается цены за региональные земли, то, к примеру, Закон Московской области от 7 июня 1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» и принятое на его основе постановление правительства Московской области от 2 мая 2012 г. № 639/16 определяют порядок и цены выкупа участков, которые принадлежат Московской области.

Постановлением правительства Ленинградской области от 25 мая 2015 г. № 179 утвержден Порядок определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых без проведения торгов, в Ленинградской области.

В качестве примера акта, который устанавливает порядок определения цены для муниципальных земель, можно назвать постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 5 марта 2015 г. № 1513 «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Череповец", при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов».

Пример из практики: суд пришел к выводу, что цена приобретения земельного участка была завышена

Комитет по управлению имуществом рассчитал стоимость выкупа застроенного земельного участка по ставке отличной от 2,5% кадастровой стоимости. Он указал, что льготный порядок определения цены распространяется на собственников объектов недвижимости, расположенных на участках, в отношении которых до 1 июля 2012 года произошло переоформление права постоянного (бессрочного) пользования.

Поскольку общество стало собственником объектов недвижимости после 1 июля 2012 года, то основания для выкупа участка по цене в размере 2,5 процента кадастровой стоимости отсутствуют.

Суд признал решение о предоставлении в собственность за плату участка недействительным в части определения его стоимости. Также он не установил ограничений на выкуп участка по льготной цене в отношении заявителя, который не переоформлял право постоянного пользования на аренду участка. Заявитель приобрел право аренды в связи с приобретением объектов недвижимости (определение Верховного суда РФ от 30 марта 2015 г. № 310-КГ14-5503, А35-10888/2013)».

08.12.2015

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.