В каких случаях необходимо уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных

129

Вопрос

Установлен ли законодателем порядок работы с персональными данными без использования компьютерных информационных систем (обработка через бумажный документооборот)? Обязан ли работодатель иметь лицензию по технической защите конфиденциальной информации, если численность субъектов персональных данных превышает 2000 человек? В каких случаях необходимо уведомлять Роскомнадзор об обработке персональных данных? Какие документы необходимо иметь оператору, обрабатывающему персональные данные?

Ответ

Такой порядок основывается на конкретных мерах по обеспечению безопасности персональных данных сотрудников при их обработке, которые предусмотрены в статье 19 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и Требованиях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119. На их основе организация может выработать свою собственную систему защиты персональных данных.

Работодатель не обязан иметь лицензию, достаточно привлечения сторонних организаций, имеющих такую лицензию.

Уведомление Роскомнадзора обязательно в большинстве случаев, однако если персональные данные обрабатываются без использования средств автоматизации, как следует из Вашего вопроса, такое уведомление не нужно.

Основным документом, который необходимо иметь, является Положение о работе с персональными данными сотрудников. При его подготовке Вы можете использовать имеющийся образец (не предусматривает использование средств автоматизации). Также Вам может быть полезен образец согласия сотрудника на обработку персональных данных. Кроме того, при организации работы предлагаем Вам воспользоваться нижеприведенной рекомендацией.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Кадры».

Рекомендация: Как организовать обработку персональных данных сотрудников

«Уведомление Роскомнадзора

Как уведомить контролирующее ведомство о начале обработки персональных данных сотрудников

До начала обработки персональных данных сотрудников работодателю необходимо уведомить территориальный орган Роскомнадзора о намерении осуществить обработку. Исключение составляют случаи обработки персональных данных:

  • обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
  • сделанных сотрудниками общедоступными;
  • полученных организацией в связи с заключением договора, стороной которого является сотрудник (при условии, что персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия сотрудника и используются работодателем исключительно для исполнения указанного договора и заключения иных договоров с сотрудником);
  • относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации;
  • включающих в себя только фамилии, имена и отчества сотрудников;
  • необходимых в целях однократного пропуска сотрудника на территорию работодателя и в иных аналогичных целях;
  • включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с законодательными актами, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
  • обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством России о транспортной безопасности.*

Об этом говорится в частях 1 и 2 статьи 22 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Форма уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных утверждена приказом Минкомсвязи России от 21 декабря 2011 г. № 346. Кроме того, подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в уведомлении, приведен вчасти 3 статьи 22 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Работодатель может направить уведомление в бумажном виде в адрес территориального органа Роскомнадзора или в электронном виде через портал персональных данных (ч. 3 ст. 22 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

В случае прекращения обработки персональных данных работодатель также обязан уведомить об этом уполномоченный орган. Сделать это нужно в течение десяти рабочих дней с момента прекращения обработки данных. Типовой бланк уведомления о прекращении обработки данных не утвержден, поэтому работодатель может составить его в произвольной форме (ч. 7 ст. 22 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Защита персональных данных

Как организовать защиту персональных данных сотрудников в организации

Чтобы не допустить разглашения персональных данных, создайте надежную систему их защиты. Порядок получения, обработки, передачи и хранения таких сведений установите в локальном акте организации, например в Положении о работе с персональными данными сотрудников (ст. 887 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). Положение утверждает руководитель организации. С ним под подпись ознакомьте сотрудников организации. Об этом говорится в пункте 8 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.

Также в организации необходимо назначить лицо, ответственное по работе с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Как правило, таким сотрудником является работник службы персонала, поскольку именно он в ходе своей работы чаще всего сталкивается с персональными данными сотрудников. Лицо, ответственное за работу с персональными данными, назначьте приказом в произвольной форме.*

Конкретные меры по обеспечению безопасности персональных данных сотрудников при их обработке предусмотрены в статье 19 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и Требованиях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119. На их основе организация может выработать свою собственную систему защиты персональных данных.

Так, при обработке персональных данных в информационной системе необходимо обеспечить защиту и безопасность персональных данных. При этом угрозой безопасности персональных данных является совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного (в т. ч. случайного) доступа к персональным данным при их обработке в системе, результатом которого могут стать:

  • уничтожение;
  • изменение;
  • блокирование;
  • копирование;
  • предоставление;
  • распространение;
  • иные неправомерные действия с персональными данными.

Такие правила установлены пунктом 6 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119.

Следует отметить, что выбор конкретных средств защиты информации для информационной системы обработки персональных данных осуществляется работодателем в соответствии с нормативно-правовыми актами ФСБ России и ФСТЭК России. Определение типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для системы обработки и защиты персональных данных, производится с учетом оценки возможного вреда и в соответствии с нормативными актами упомянутых органов (п. 47Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119).

При обработке персональных данных в системах могут устанавливаться четыре уровня защищенности в зависимости от категории данных и количества сотрудников, сведения о которых содержит система. В зависимости от уровня защищенности работодателю следует принимать различные меры защиты систем обработки персональных данных, предусмотренные пунктами 13–16 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119. Например, установление режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещены персональные данные, назначение лиц, ответственных за обеспечение безопасности персональных данных в информационной системе, и т. п. Конкретные требования к указанным мерам по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке установлены составом и содержанием организационных и технических мер, утвержденными приказом ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21.

Для контроля защищенности персональных данных при их обработке работодатель или уполномоченное им лицо не реже одного раза в три года осуществляет контрольные проверки, конкретные сроки которых работодатель определяет самостоятельно. При необходимости к проведению проверки на договорной основе можно привлечь организации или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации (п. 17 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119).

Положение о персональных данных

Вопрос из практики: является ли Положение о работе с персональными данными сотрудников обязательным документом

Да, является.

Порядок хранения, обработки и использования персональных данных сотрудников устанавливает работодатель с учетом требований Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов (ст. 87 ТК РФ). Это значит, что работодатель должен самостоятельно определить порядок такой обработки и закрепить его в локальном нормативном акте, в частности, Положении о работе с персональными данными сотрудников. Все сотрудники организации при приеме на работу должны быть ознакомлены с Положением под подпись (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Исходя из указанного следует, что Положение о работе с персональными данными является обязательным документом организации, а его отсутствие влечет административную ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ). На это указывают и суды (см., например,постановление ФАС Московского округа от 26 октября 2006 г. № КА-А40/10220-06).*

Пример оформления Положения о работе с персональными данными сотрудников

Руководитель организации утвердил Положение о работе с персональными данными сотрудников.

Кадровой службы в организации нет. Ответственным за ведение кадрового учета назначена бухгалтер организации В.Н. Зайцева.

Вопрос из практики: как защитить персональные сведения, находящиеся в компьютерной базе данных

Чтобы предотвратить несанкционированный доступ к персональным сведениям, находящимся в компьютерной базе данных, в Положении закрепите процедуру защиты такой информации. Чем выше риск несанкционированного доступа к персональным данным, тем больше мер нужно предпринять для защиты такой информации. Например, организация может ввести систему индивидуальных паролей, которые будут меняться с определенной периодичностью, ограничить доступ сотрудников к компьютерам, на которых хранятся личные данные, хранить диски и дискеты с такой информацией в запирающихся шкафах.

Обработку персональных данных в информационной системе необходимо осуществлять в соответствии с положениями пунктов 8−16 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119.

Организация может обеспечивать защиту персональных данных как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по защите конфиденциальной информации. Такие разъяснения даны в пункте 17 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119*».

02.12.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.