Заключение и исполнение контракта

79

Вопрос

Существует ли ответственность Муниципального заказчика в случае, если дополнительное соглашение к муниципальному контракту "об увеличении объема работ без изменения цены и срока исполнения контракта" было заключено по истечении тридцати дней с даты истечения срока исполнения муниципального контракта. При условии, что муниципальным заказчиком в адрес Подрядчика представлены претензии о нарушении сроков и качества, а так же требование об уплате пени и штрафа?

Ответ

Изменить условия контракта (строго в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ) можно только в процессе его исполнения. При этом под исполнением контракта надо понимать не срок, указанный непосредственно в контракте, а факт его исполнения, то есть приемку работ и окончательный расчет с подрядчиком. Если в Вашем случае контракт еще действовал, то есть подрядчик выполнял работы с нарушением срока, дополнительное соглашение с ним заключить можно. Но только в том случае, если подрядчик согласен увеличить объем работ. Обратите внимание, что увеличить можно объем только тех работ, которые предусмотрены первоначальным контрактом, включать новые работы нельзя.

Если же дополнительный объем работ связан с исправлением выявленных нарушений качества, то дополнительное соглашение заключать не нужно. Достаточно выставить претензию, протокол разногласий и штрафные санкции.

Административная ответственность за данные действия законом не предусмотрена.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист», «Системы Главбух».

1. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг).

«Заключение и исполнение контракта

По итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан заключить контракт с победителем. Отказаться от заключения контракта можно только в том случае, если станет известно, что участник не соответствует требованиям документации о закупке либо представил недостоверную информацию о себе. Об этом сказано в части 9статьи 31, статье 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Подробнее о заключении и об исполнении контракта см. Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ.

Внимание: сроки заключения контрактов нельзя нарушать. Даже если срок попадает на период, когда в конце года у вас отозвали финансирование (ЛБО), а новое еще не довели. В этом случае сотрудников учреждения могут привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере контрактной системы.

Исполнение контракта включает в себя комплекс мер, направленных на достижение целей закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в частности:

  • приемку товара, выполненной работы (результатов работы), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении других действий при нарушении сторонами условий контракта.

Это указано в части 1 статьи 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и подтверждено в пункте 1 письма Казначейства России от 20 мая 2015 г. № 07-04-04/507. Все особенности исполнения контракта установлены статьей 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

Порядок приемки товаров (результатов работ, услуг) заказчик должен установить в контракте. В том числе прописать порядок проведения экспертизы товаров (работ, услуг) и отдельных этапов исполнения контракта. Исключение предусмотрено только для некоторых случаев.

Кто проводит

Экспертизу товаров, работ и услуг заказчик может проводить как своими силами (т. е. товар принимают сотрудники учреждения), так и с привлечением экспертов со стороны.

Требования к экспертам (экспертным организациям) со стороны установлены статьей 41 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Причем с ними нужно заключать контракты по итогам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Важно: привлекать экспертов или экспертную организацию со стороны обязательно нужно при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение – случаи закупки у единственного поставщика, указанные в части 4 статьи 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В частности, это закупки:

  • у единственного поставщика: на сумму 100 000 и 400 000 руб., закупки в сфере естественных монополий;
  • товаров (работ, услуг) для нужд ФСБ России и Службы внешней разведки;
  • услуги самих экспертов.

А вот для приемки товаров (работ, услуг), купленных через аукцион, конкурс, котировки или запрос предложений, привлекать сторонних экспертов (экспертные организации) законодательство не требует. Поэтому можно проводить приемку собственными силами. Правда, Правительство РФ может установить случаи обязательного проведения экспертизы с привлечением сторонних экспертов (экспертных организаций) (ч. 4.1 ст. 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Для приемки своими силами заказчик может создать в учреждении отдельную приемочную комиссию. Но это не обязательно. Поэтому проводить приемку могут и сотрудники контрактной службы или административно-хозяйственного отдела. Такие разъяснения приводит Минэкономразвития России в письме от 22 мая 2015 г. № Д28и-1464. Кстати, приемку материальных ценностей вы можете возложить и на комиссию по поступлению и выбытию активов.

Для сотрудников заказчика, которые будут проводить экспертизу, требования (в отличие от сторонних экспертов) не установлены. А также не определена обязанность заказчика иметь в штате сотрудников с дополнительным профессиональным образованием по конкретной экспертной специальности (письмо Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477).

Внимание: по контрактам, которые заключены в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, проводить экспертизу и составлять отчет об исполнении не нужно (ч. 29 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Но если при заключении такого контракта проведение экспертизы было предусмотрено, то проводить ее придется в соответствии с условиями контракта.

Что нужно проверить

В ходе проведения экспертизы нужно проверить соответствие товаров (работ, услуг) условиям контракта.

Главбух советует: Проверку товаров, результатов работ (услуг) в части соответствия условиям контракта проводите на стадии их приемки (ч. 1 и 7 ст. 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). То есть экспертиза и приемка (в т. ч. отдельного этапа исполнения контракта) проводятся в одно время.

Заказчик проверяет надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). В частности, при приемке товаров на соответствие установленным в контракте условиям могут проверяться:

  • отсутствие брака;
  • целостность товара и упаковки;
  • однородность товарной партии;
  • свойства товаров для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности (например, срок годности продуктов питания);
  • наличие необходимых сертификатов.

Если по итогам приемки (экспертизы) заказчик примет решение о том, что все в порядке, то есть товары поставлены, услуги оказаны, работы выполнены полностью в соответствии с условиями контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Дополнительно сотрудник, ответственный за приемку, может указать прописью на документах, что товар (услуга, работа) соответствует заявленным требованиям, либо можно поставить штамп с таким указанием.

Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, не нужно. Закон о контрактной системе этого не требует.

Такие разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 г. № Д28и-854.

По итогам приемки (экспертизы) заказчик может обнаружить недостатки. Например, товары разбиты или испорчены, истек срок годности продуктов питания, услуга оказана не в полном объеме или некачественно. В этом случае документы о приемке не подписывайте, а составьте протокол разногласий, акт расхождений, акт по форме № 0504220. В нем укажите, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом.»

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 05.04.2013 Г. № 44-ФЗ.

<…>

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

«1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;*

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль