Требования к участникам закупок

71

Вопрос

Последнее время заказчики, проводящие торги по 223-ФЗ, очень часто в требованиях к участнику закупки выставляют такое требование, как наличие определенного штата, техники, опыта работы и т.п. В ходе проведения торгов, некоторые его участники опускают цену в два, а то и в три раза. В итоге, при такой цене, которую предлагают подобные участники, услуги оказывать не возможно в принципе, т.к. имея квалифицированный персонал и в таком количестве этих денег не хватит даже на зарплату. Все это понимают..., но никто не обжалует такие действия Заказчика. Как Вы считаете по какому основанию возможно оспорить такие аукционы?

Ответ

Можно оспорить из-за нарушения антимонопольных требований. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ одним из принципов закупки является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В ч. 4 разд. 6 Стандарта закупочной деятельности ФАС РФ от 21.07.2015 заказчикам рекомендуется устанавливать антидемпинговые меры.

Таким образом, допущение демпинга, как и необоснованное увеличение требований к участникам при условии отсутствия антидемпинговых мер, может свидетельствовать о нарушении принципов закупки. Обжаловать по этому основанию действия заказчика можно. Но необходимо учитывать, что обжаловаться будет каждый конкретный случай. А в некоторых случаях заказчики объективно вынуждены устанавливать дополнительные требования, причем антидемпинговые меры могут, но не обязаны устанавливать. Другими словами, обжалование действий заказчиков затруднительно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

РАЗЪЯСНЕНИЕ ФАС РОССИИ ОТ 21.07.2015 «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц»

VI. Экономические механизмы, применяемые в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок

1. Установление обеспечения заявки на участие в закупке

Закон о закупках не содержит специальных положений, регламентирующих обязанность и сроки, порядок представления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке.

Вместе с тем, представляется целесообразным установление в положении о закупке случаев предоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке, условий его предоставления, возврата и удержания, в том числе допустимых форм, конкретного размера и срока действия обеспечения заявки на участие в закупке.

При этом, целесообразно исходить из того, что сроки обеспечения заявки на участие в закупке не должны превышать сроки проведения закупочной процедуры, размер должен быть сопоставим с предметом договора и начальной (максимальной) ценой договора, форма предоставления обеспечения заявки не может приводить к недопущению, ограничению или устранению конкуренции не только среди участников закупок, но и на соответствующем рынке, например, на рынке банковских услуг. При установлении сроков и порядка возврата обеспечения заявки на участие в закупке целесообразно исходить из принципа разумности срока нахождения денежных средств участника закупки у заказчика. Указанные сведения должны содержаться также и в документации о закупке.

Кроме того, с целью сокращения злоупотреблений со стороны участников закупок в положении о закупке рекомендуется конкретизировать случаи удержания представленного участником закупки обеспечения заявки, связанные с его недобросовестным поведением, например, виновным уклонением от заключения договора.

2. Установление обеспечения исполнения договора

Закон о закупках не содержит специальных положений, регламентирующих обязанность и сроки, порядок предоставления участником закупки обеспечения исполнения договора.

Вместе с тем, представляется целесообразным установление в положении о закупке случаев предоставления участником закупки обеспечения исполнения договора, условий его предоставления, возврата и удержания, в том числе допустимых форм, конкретного размера и срока действия такого обеспечения.

При этом, сроки обеспечения исполнения договора целесообразно устанавливать исходя из срока действия договора, в том числе с учетом гарантийных обязательств, предусмотренных по договору. При установлении размера обеспечения исполнения договора заказчику целесообразно учитывать также предмет договора и его цену.

С целью сокращения злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков, в случае, если проектом договора предусмотрена возможность выплаты аванса, целесообразно устанавливать размер обеспечения менее суммы авансирования. При этом сумма выплачиваемого аванса и сумма обеспечения исполнения договора рекомендуется указывать в проекте договора в виде конкретных величин.

Кроме того, с целью предупреждения и пресечения недопущения, ограничения и устранения конкуренции, а также соблюдения положений Закона о защите конкуренции, в том числе на рынке финансовых услуг, заказчикам рекомендуется избегать указания в положении и документации о закупке перечня конкретных банков, поручителей, обеспечивающих исполнение договора. Такое положение документации о закупке не позволяет в полной мере оценить обоснованность предъявляемых требований заказчиком к представляемым участником закупок документам, а также прозрачности проводимой закупки. Вместе с тем, для повышения качества исполнения договора целесообразно устанавливать требования к гаранту, поручителю, свидетельствующие о его надежности и соотносимые с объемом обеспечиваемых обязательств, например, опыт работы на рынке, минимально занимаемое место в рейтинге, присваемое рейтинговыми агентствами.

При установлении сроков и порядка возврата обеспечения исполнение договора также целесообразно исходить из принципа разумности срока нахождения денежных средств участника закупки у заказчика.

Для достижения одной из целей обеспечения исполнения договора, а именно недопущения недобросовестных поставщиков до участия в закупке, в положении о закупке, документации о закупке заказчику целесообразно конкретизировать случаи удержания представленного участником закупки обеспечения исполнения договора, определив перечень условий договора, неисполнение которых ведет к удержанию обеспечения исполнения договора. Для упрощения процедуры удержания обеспечения исполнения договора целесообразно установить случаи неисполнения поставщиком денежных обязательств (неуплата неустойки).

В случае частичного исполнения договора положением о закупке также рекомендуется предоставить поставщику право заменить обеспечение исполнения договора на обеспечение, размер которого уменьшен на сумму выполненных обязательств по договору, взамен ранее предоставленного. При этом заказчику не следует ограничивать право поставщика на изменение способа обеспечения исполнения договора, предусмотренного положением о закупке.

3. Установление в положении о закупке или типовой документации о закупке, типовом договоре размера и порядка взыскания неустойки, порядка приемки товаров, работ, услуг по договору Законом о закупках не установлены случаи, порядок взыскания неустойки, а также порядок приемки товаров, работ, услуг по договору.

Вместе с тем, установление в положении о закупке или типовой документации о закупке, типовом договоре порядка взыскания неустойки и приемки товаров, работ, услуг по договору позволяет сформировать единообразную практику привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности и реализовать принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора.

При этом с целью эффективного исполнения договора, целесообразно установить в проекте договора:- перечень обязательств, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет взыскание неустойки, размер неустойки в зависимости от неисполненного, не надлежаще исполненного обязательства, порядок взыскания неустойки,- порядок и сроки приемки товаров, работ, услуг по договору, в том числе порядок взаимодействия сторон по договору.

4. Антидемпинговые меры

С целью полного и своевременного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с надлежащей ценой, качеством и надежностью, заказчик вправе применять механизмы, позволяющие препятствовать возможным проявлениям злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а именно установить в положении о закупке возможность применения антидемпинговых мер.

В случае установления заказчиком в положении о закупке применения антидемпинговых мер рекомендуется раскрыть содержание таких мер, а также предусмотреть случаи и порядок их применения. При этом, при проведении закупки антидемпинговые меры должны применяться в равной степени ко всем участникам закупок*.

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.