Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

143

Вопрос

Юридическое лицо, находящееся на упрощенной системе налогообложения, доходы, уменьшенные на величину расходов, арендует у физического лица автобус для оказания услуги по доставке сотрудников других компаний к месту работы, не по маршруту. Нужна ли Исполнителю лицензия на пассажирские перевозки в данном случае? Отношения с покупателем оформлены договором аренды автобуса с экипажем. Какая ответственность предусмотрена в случае, если лицензия нужна, а ее нет?

Ответ

 согласно п.24 ч.1 ст.12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно ст.27 Закона № 259-ФЗ факт осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу подтверждается наличием договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Учитывая изложенное, если перевозки сотрудников других компаний осуществляются по заказам на основании договора фрахтования, заключенного юридическим лицом с указанными компаниями, получение лицензии не требуется. Если юридическим лицом осуществляется деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, не по заказам и не для собственных нужд, наличие лицензии является обязательным условием осуществления такой деятельности.

При отсутствии лицензии, когда ее наличие является обязательным, имеются риски привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

13) перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.*

2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);

3) маршрут и место подачи транспортного средства;

4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством;

7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

3. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.

4. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

5. В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается».

2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

«Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);».*

3. Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»

«1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров).

2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган).

3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении».

4. Постановление 14 ААС от 28.11.2013 № А05-8530/2013

«Отклоняя довод предпринимателя об отсутствии события административного правонарушения, поскольку он не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на маршрутах общего пользования, а им осуществляются заказные перевозки, которые не подлежат лицензированию, апелляционная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 27 Закона № 259-ФЗ факт осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу подтверждается наличием договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства; 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортного средства; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

В силу пункта 89 Правил № 112 перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Закона № 259-ФЗ.

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц (пункт 90 Правил № 112).

Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил (пункт 91 Правил № 112).

Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем (пункт 92 Правил № 112).

Пунктом 95 Правил № 112 предусмотрено, что транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.

В соответствии с пунктом 97 Правил № 112 над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

Как видно из путевых листов на автомобиль Мерседес спринтер 22360С предприниматель оказывал услуги перевозки пассажиров по договорам фрахтования.

Между тем, договоры фрахтования предприниматель не представил ни административному органу, ни в суд.

Из материалов дела следует, что предпринимателем осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, по регулярному междугороднему маршруту «Архангельск – Мезень».

Таким образом, доводы подателя жалобы о том, что он осуществляет перевозку пассажиров по заказам, которая в свою очередь не подлежит лицензированию, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку не подтверждаются материалами дела.

На основании этого суд первой инстанции правомерно сделал вывод о нарушении предпринимателем лицензионных требований и условий в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ».

5. Постановление Московского городского суда от 17.12.2012 № 4а-3009/12

«Из анализа приведенных норм права следует, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем.

При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что 13 октября 2011 года В., являясь водителем автобуса марки «ххх» государственный регистрационный знак ххх, по адресу: г. Москва, пл. Киевского вокзала, д. 2, осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек без специального разрешения (лицензии), требуемого в соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ. Указанные действия В. квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность В. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции; письменными объяснениями В.; протоколом досмотра транспортного средства; фотоматериалами; протоколом изъятия вещей и документов; ответом на запрос из Управления Госавтодорнадзора по г. Москве, показаниями допрошенного мировым судьей сотрудника полиции Н.Л.

Таким образом, вопреки доводам жалобы вывод судебных инстанций о наличии в действиях В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и его виновности в совершении правонарушения, является правильным.

Доводы В. о том, что предпринимательскую деятельность он не осуществлял, а единичный случай перевоза пассажиров таковой не является, из письменных объяснений свидетелей и показаний сотрудника полиции не следует, что он осуществлял регулярную перевозку пассажиров, не могут повлечь удовлетворение жалобы, так как опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. О наличии в действиях В. признаков предпринимательской деятельности свидетельствуют, в том числе, его письменные объяснения, согласно которым он периодически осуществляет перевозку граждан с целью подработки, имеющиеся в деле фотоматериалы.

В надзорной жалобе В. указал, что 13 октября 2011 года деньги за свои услуги не получал. Приведенный довод не может повлечь удовлетворение жалобы.

Так, исходя из технической оснащенности транспортного средства, оборудованного для перевозки одновременно 15 пассажиров, места стоянки автомашины В. (площадь Киевского вокзала), следует, что В. осуществляется деятельность по перевозке пассажиров за вознаграждение. При таких обстоятельствах довод о том, что 13 октября 2011 года В. вознаграждение за свои услуги не получил, не свидетельствует о том, что перевозка пассажиров им осуществлена единственный раз и на безвозмездной основе, и не опровергает вывод судебных инстанций о виновности В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ».

6. Постановление 2 ААС от 20.02.2012 № А28-9699/2011

«Согласно пункту 1.3 договора аренды предоставляемые транспортные средства с экипажем используются арендатором для осуществления пассажирских перевозок населения общественным транспортом по городским автобусным маршрутам № 37 согласно утвержденному расписанию движения на основании заключенного ОАО «АТП» с Администрацией города Кирова договора.

В статье 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее - Закон № 259-ФЗ) закреплено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Статья 786 ГК РФ и пункт 13 статьи 2 Закона № 259-ФЗ определяет перевозчика как субъекта, принявшего на себя по договору перевозки пассажиров обязанность за установленную плату перевезти пассажира в пункт назначения.

Из материалов дела следует и заявителем не опровергнуто, что перевозку пассажиров общественным транспортом по городскому автобусному маршруту № 37 осуществляет ОАО «АТП» на основании заключенного с Администрацией города Кирова договора.

Согласно пункту 1 статьи 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

На основании изложенных норм права суд первый инстанции сделал правомерный вывод о том, что при наличии договора аренды транспортного средства субъектом, ответственным за соблюдение лицензионных требований при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, является именно арендатор, поскольку частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с учетом положений подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании, ответственность предусмотрена за грубое нарушение условий лицензии при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров, которую в настоящем случае на основании договора с Администрацией города Кирова осуществляет ОАО «АТП».

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.