О соблюдении претензионного порядка

488

Вопрос

Суть вопроса заключался в следующем, мы направили заявление но не полностью выждали срок, мы соблюли претензионный порядок или нет?

Ответ

В соответствии с позицией ВАС РФ претензионный порядок будет считаться соблюденным независимо от того, получит ли ответчик претензию. Достаточно, чтобы истец представил доказательства ее направления (п. 2 письма ВАС РФ от 18 мая 1995 г. № ОП-21/39 «О порядке применения Гражданского кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ»). Для их получения претензию обычно направляют почтой заказным письмом с уведомлением о вручении по описи вложения. В данной описи с оттиском почтового штемпеля отмечается, что претензия с номером и датой направлена по определенному адресу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как доказать, что заказчик услуг нарушил процедуру предъявления претензий

«Нарушение досудебного порядка урегулирования споров

Если договором установлен обязательный претензионный или иной досудебный порядок урегулирования споров, то спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения такого порядка (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Иначе суд оставит исковое заявление без движения и предоставит истцу срок для устранения недостатка на основании статей 126 и 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2010 г. № 17АП-10846/2010-ГК по делу № А60-19793/2010).

Пример из практики: суд оставил исковое заявление без рассмотрения, так как соблюдение претензионного порядка не было подтверждено соответствующими доказательствами

Стороны в договоре установили, что все неурегулированные спорные отношения разрешаются в претензионно-судебном порядке (срок ответа на претензию – 10 дней). Однако истец претензию в материалы дела не представил. Суд оставил исковое заявление без рассмотрения (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2010 г. № 18АП-10800/2010 по делу № А76-10891/2010).

Совет

При составлении договора возмездного оказания услуг юристу организации-исполнителя имеет смысл предложить включить в договор условие об обязательном претензионном порядке урегулирования споров.

Пример формулировки условия договора об обязательном соблюдении претензионного порядка

«До обращения в суд стороны должны соблюсти претензионный порядок урегулирования своего спора. Он считается соблюденным при направлении претензии и истечении разумного срока с момента ее направления (10–15 дней)».

Это позволит удовлетворить требования заказчика полностью или в части до того, как он обратится в суд. Даже если претензионное урегулирование не предотвратит подачу искового заявления, то хотя бы поможет выиграть время для сбора доказательств и ускорит судебный процесс.

Кроме того, в ряде случаев несоблюдение претензионного порядка чревато также финансовым бременем. Так, если спор возникнет вследствие нарушения стороной претензионного или иного досудебного порядка урегулирования (в т. ч. нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа), арбитражный суд отнесет на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела (ч. 1 ст. 111 АПК РФ, см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2009 г. по делу № А53-10808/2009).

Внимание! Если стороны не установят в договоре претензионный или иной досудебный порядок урегулирования споров, то заказчик сможет сразу обратиться в суд.

Это связано с тем, что для договора возмездного оказания услуг Гражданским кодексом РФ не установлен обязательный претензионный или иной досудебный порядок урегулирования споров.

Пример из практики: заказчик обратился в арбитражный суд без соблюдения претензионного порядка, так как такой порядок не был установлен договором

Между управлением образования администрации района (заказчик) и индивидуальным предпринимателем «Б.» (исполнитель) был заключен договор, согласно которому исполнитель обязался отремонтировать автомашину. Заказчик уплатил аванс, однако ремонт выполнен не был.

Заказчик обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании суммы авансового платежа без соблюдения претензионного порядка (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 марта 2010 г. по делу № А29-5539/2009).

При этом нужно учитывать, что претензионный считается установленным «в случае, если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, а также порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения» (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2012 г. по делу № А53-5502/2011). Простое указание в договоре на проведение сторонами переговоров в случае возникновения споров между ними не означает обязанность соблюдения претензионного порядка. Подробнее см. Случаи, когда обязательный претензионный порядок установлен договором и Формулировки договоров, из смысла которых суды признают обязательный досудебный порядок неустановленным.

Для определенной категории споров претензионный порядок урегулирования может быть установлен федеральным законом (например, п. 4 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»,ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 ноября 2005 г. № А42-296/2005-21).

Претензионный порядок будет считаться соблюденным независимо от того, получит ли ответчик претензию. Достаточно, чтобы истец представил доказательства ее направления (п. 2 письма ВАС РФ от 18 мая 1995 г. № ОП-21/39 «О порядке применения Гражданского кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ»). Для их получения претензию обычно направляют почтой заказным письмом с уведомлением о вручении по описи вложения. В данной описи с оттиском почтового штемпеля отмечается, что претензия с номером и датой направлена по определенному адресу.*

Суд может оставить исковое заявление без рассмотрения, если в претензии будут содержаться требования, отличные от тех, которые заказчик включит в исковое заявление (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2010 г. по делу № А56-66739/2009).

Как быть в случае, если договор возмездного оказания услуг, в который включено условие о претензионном порядке, признан незаключенным или недействительным

В такой ситуации стороны не обязаны соблюдать претензионный порядок. Они могут сразу обратиться в суд.

Это связано с тем, что незаключенный договор не влечет возникновение у его сторон каких-либо прав и обязанностей, а недействительный договор – не влечет никаких последствий, за исключением тех, что связаны с его недействительностью (п. 1 ст. 167 ГК РФ). Условие договора о добровольном претензионном порядке утрачивает силу вслед за таким порочным договором.

Кроме того, если недостатки оказанных (оказываемых) услуг можно устранить, то заказчик сможет отказаться от исполнения договора только после выполнения следующих условий (п. 3 ст. 715п. 3 ст. 723 ГК РФ):



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.