Изменение наименования АО

171

Вопрос

Подскажите пожалуйста процедуру смены названия АО?

Ответ

Для изменения наименования необходимо: внести изменения в устав АО (оформить в виде новой редакции либо в виде отдельного документа изменений в устав), утвердить изменение устава решением общего собрания акционеров АО, зарегистрировать изменения в регистрирующем налоговом органе. Порядок регистрации изменений в устав АО раскрыт в рекомендации ниже.

Наименование АО указывается в уставе общества и при изменении наименования необходимо внести изменения в устав (пункт 3 статьи 11, статья 12 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Обращаем Ваше внимание, что при первом внесении изменений в устав АО после 01.09.2014, устав и наименование общества должны быть приведены в соответствие с изменениями законодательства (Что нужно сделать в связи с изменениями в нормах о юридических лицах, вступившими в силу 1 сентября 2014 года).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как внести изменения в устав АО.

«Практически каждая организация хотя бы однажды вносила изменения в свой устав. Это необходимо при смене юридического адреса, изменении размера уставного капитала, изменениях в структуре или компетенции органов управления, а также в других случаях.

Нужно ли вносить изменения в устав АО при создании филиала, открытии представительства или их ликвидации

По общему правилу не нужно, однако на практике этот вопрос необходимо решать в зависимости от конкретной ситуации.

По закону с 1 июля 2015 года в устав АО включать сведения о филиалах и представительствах не обязательно (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), подп. «а» п. 9 ст. 3ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; далее – Закон № 210-ФЗ). Ранее такие сведения было необходимо отражать в уставе. Теперь их в обязательном порядке должен содержать лишь ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФподп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

Следовательно, при создании филиала, открытии представительства или их ликвидации вносить изменения в устав АО по общему правилу не требуется.

Однако на практике бывают случаи, когда обществу:

Кроме того, АО всегда вправе по собственному желанию включить в устав сведения о филиалах и представительствах (абз. 13 п. 3 ст. 11 Закона об АО). Например, при создании нового филиала ничто не запрещает указать в уставе подробную информацию о нем (наименование, адрес и т. д.).

Необходимо внести изменения

АО должно внести изменения в свой устав, если:

  • он уже содержит сведения о филиалах и представительствах (например, указание на их количество) и при этом
  • такие сведения изменяются (к примеру, АО создает новый филиал либо закрывает старый).

В такой ситуации необходимо внести в устав одно из следующих изменений:

  • исключить из устава сведения о филиалах и представительствах (теперь закон это разрешает);
  • уточнить эти сведения, оставив их в уставе (например, предусмотреть, что АО имеет не два филиала, а три).

Если общество не внесет в устав необходимые изменения, то получится, что информация, указанная в уставе (например, о наличии двух филиалов), противоречит сведениям из ЕГРЮЛ (о трех филиалах). А это, в свою очередь, может привести к недопониманию и даже спорам с контрагентами или иными лицами.

Желательно внести изменения

Изменения стоит внести в устав АО, если:

  • он уже содержит сведения о филиалах и представительствах (например, указание на их количество) и при этом
  • АО намерено в будущем часто менять сведения о филиалах и представительствах (к примеру, руководство компании планирует в течение года создать несколько новых филиалов в разных городах России).

В такой ситуации целесообразно исключить из устава подробную информацию о филиалах и представительствах. Достаточно предусмотреть общую формулировку: «Общество может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации». Можно и вовсе убрать из устава упоминание об обособленных подразделениях (теперь закон это разрешает).

Если же устав по-прежнему будет содержать подробные сведения о филиалах и представительствах, то при каждом их изменении потребуется изменять и устав. А это теперь довольно сложная и продолжительная процедура. В частности, необходимо созывать и проводить общее собрание акционеров (для сравнения: до 1 июля 2015 года было достаточно лишь решения совета директоров).

Для юриста основная сложность заключается в государственной регистрации изменений в налоговой инспекции. Чтобы этот процесс не затянулся на несколько недель, нужно заранее учесть все нюансы.

Порядок внесения изменений в устав

Устав – это единственный учредительный документ акционерного общества (п. 1 ст. 11 Закона об АО).

Изменение (в т. ч. дополнение) устава АО относится к компетенции общего собрания акционеров и производится исключительно по его решению (п. 1 ст. 12подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО)*. Закон запрещает передавать этот вопрос к компетенции иных органов управления (п. 2 ст. 48 Закона об АО) за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Так, в частности:

  • изменения, связанные с увеличением уставного капитала, можно внести на основании решения совета директоров об увеличении уставного капитала (и иных документов), если право принятия такого решения, согласно уставу, принадлежит совету директоров (п. 2 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем приобретения акций в целях их погашения, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах приобретения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем погашения собственных акций в предусмотренном законом случаях, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах погашения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • сведения о «золотой акции» вносят в устав и исключают из устава на основании решения соответствующего органа: Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, касающиеся размера уставного капитала АО, включая количество размещенных акций, вносят по результатам размещения акций на момент создания общества путем реорганизации в форме слияния на основании договора о слиянии и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, размещаемых при создании этого общества (п. 6 ст. 12 Закона об АО).

Вправе ли совет директоров АО внести в устав общества изменения в связи с созданием филиала, открытием представительства или их ликвидацией

Нет, с 1 июля 2015 года не вправе.

Ранее (до 1 июля) изменения, связанные с созданием или закрытием филиалов и представительств, в устав был уполномочен вносить совет директоров (наблюдательный совет) АО. Для этого совету директоров было достаточно принять соответствующее решение. Созывать и проводить общее собрание акционеров не требовалось.

Теперь такой упрощенный порядок изменения устава отменили (п. 10 ст. 3 Закона № 210-ФЗ).

Если обществу необходимо внести изменения в устав в связи с созданием (закрытием) филиала или представительства, то решение об этом должно принять общее собрание акционеров (ст. 12 Закона об АО).

Общее собрание акционеров может принять решение о внесении изменений в устав как на годовом, так и на внеочередном собрании*. Главное, чтобы этот вопрос был включен в повестку дня.

Если на собрании присутствуют все акционеры АО, решение по вопросу внесения изменений в устав может быть принято без предварительного включения его в повестку дня (п. 10 ст. 49 Закона об АО).

Кроме того, решение о внесении изменений в устав может быть принято на внеочередном собрании акционеров, проведенном в форме заочного голосования (ст. 50 Закона об АО).

Если в обществе один акционер, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

В договор о создании и в решение (протокол) о создании АО вносить изменения при изменении устава не требуется.

В отдельных случаях нужно соблюдать особый порядок принятия решений, в том числе при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Для принятия решения по вопросу внесения изменений в устав достаточно 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО)*.

Отдельные решения, которые изменяют конкретные обстоятельства, влекущие необходимость изменения соответствующих сведений в уставе, можно принять только по предложению совета директоров, если устав не устанавливает иное (п. 3 ст. 49 Закона об АО).

Изменения в устав оформляются либо в виде новой редакции устава, в которой вместо старых сведений содержатся новые, либо в виде изменений как отдельного документа, в котором указывается, что в конкретный пункт устава вносятся соответствующие изменения.

Совет

Изменения лучше оформить в виде новой редакции устава, а не в виде изменений как отдельного документа*.

Впоследствии гораздо удобнее будет использовать единую действующую редакцию устава, чем частично действующую редакцию устава с несколькими (или множеством) приложений к нему на отдельных листах, которые нужно будет при прочтении согласовывать между собой. Кроме того, отдельные листы могут потеряться.

Внесенные изменения в обязательном порядке подлежат государственной регистрации (ст. 14 Закона об АО).

Государственная регистрация внесенных изменений

Внесенные изменения подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц только с момента ее проведения (ст. 14 Закона об АО).

Могут ли изменения в уставе АО вступить в силу для третьих лиц уже с момента уведомления регистрирующего органа, а не после проведения регистрации

Нет, с 1 июля 2015 года такой упрощенный порядок отменили.

Законодательство по-прежнему содержит оговорку о том, что изменения в уставе могут приобрести силу для третьих лиц непосредственно с момента уведомления налоговой инспекции. Однако это возможно только в случаях, прямо предусмотренных в Законе об АО (п. 6 ст. 52 ГК РФп. 2 ст. 14 Закона об АО).

Ранее (до 1 июля 2015 года) упрощенный (уведомительный) порядок распространялся на случай, когда в устав вносили изменения в связи с созданием филиалов, открытием представительств или их ликвидацией.

Теперь для этого случая указание на упрощенный порядок исключили (п. 4 ст. 3 Закона № 210-ФЗ). Следовательно, в отношении любых изменений в уставе АО сейчас действуют общие правила. А именно: изменения вступают в силу для третьих лиц с момента проведения их регистрации (ст. 14 Закона об АО).

Общий срок, в который необходимо представить документы на регистрацию после принятия решения о внесении изменений, законом не установлен. Отдельные сроки Закон об АО устанавливает лишь для случая уменьшения уставного капитала.

Чтобы зарегистрировать изменения, нужно представить в налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию, следующие документы (п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации)*:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ об утверждении форм). Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
  • решение (протокол) о внесении соответствующих изменений;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) нужно представить на регистрацию в двух оригинальных экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Подтверждение оплаты госпошлины фактически можно не предоставлять.

Обоснование

На это указывает Минфин России в пункте 46.1 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н (далее – Административный регламент).

В таком случае налоговая служба может запросить информацию об оплате пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Это положение основано на пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Таким образом, если не представить документ об уплате пошлины, это не станет основанием для отказа в регистрации (п. 2146.14750Административного регламента).

Размер госпошлины составляет 20 процентов от размера пошлины за регистрацию АО при создании, то есть 800 руб. (п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

При желании факт уплаты пошлины в безналичной форме можно подтвердить платежным поручением с отметкой банка о его исполнении; факт уплаты в наличной форме – квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком (ст. 333.18 НК РФ).

Из основания платежа должно однозначно следовать, что пошлина внесена за государственную регистрацию изменений в учредительные документы конкретного общества. Некорректное указание основания или плательщика может стать причиной отказа в регистрации. По вопросу оплаты госпошлины и оформления платежных документов сложиласьпротиворечивая судебная практика.

Детально процедура проведения государственной регистрации описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Дополнительные документы, которые могут потребоваться при регистрации изменений

В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные документы.

В частности, такое может быть при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Еще один случай – изменение юридического адреса АО. Налоговые органы могут отказать в регистрации, если не представить документы, которые подтверждают права компании на помещение по новому адресу.

Закон не обязывает представлять такие документы, не устанавливает их перечень и форму. Однако во избежание отказа в регистрации обычно представляют:

  • заверенную генеральным директором копию договора аренды помещения по новому адресу. При этом в договоре желательно отдельно указать, что арендодатель не возражает против регистрации арендатора по адресу помещения;
  • заверенную генеральным директором компании либо собственником помещения копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение.

Кроме того, можно представить гарантийное письмо от собственника помещения, лишний раз подтверждающее согласие арендодателя на регистрацию компании по адресу помещения, а также акт приема-передачи помещения.

Внимание! У налоговой инспекции может быть письмо от собственника помещения с просьбой не регистрировать организации по адресу его помещения.

В таких случаях инспекция отказывает в регистрации.

Чтобы избежать отказа, имеет смысл заранее согласовать с собственником помещения вопрос регистрации, получить гарантийное письмо и предоставить его в налоговые органы вместе со всеми документами.

Кто вправе представить документы на государственную регистрацию изменений в учредительные документы акционерного общества (быть заявителем)

Генеральный директор. Или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени АО (запись об этом лице должна быть в ЕГРЮЛ).

Заявителем при внесении изменений в учредительные документы является руководитель постоянно действующего исполнительного органа (т. е. директор) или иное лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Это правило установлено в пункте 1.3статьи 9 Закона о государственной регистрации.

Заявителем, по смыслу пункта 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации, является лицо, подписавшее заявление.

С 1 сентября 2014 года в компании может быть несколько директоров. Полномочия по подаче документов в налоговую инспекцию могут быть возложены на кого-то из них на основании устава или иного внутреннего документа общества.

Таким образом, подписывать заявление должен директор либо иное лицо, указанное в ЕГРЮЛ как лицо, действующее без доверенности от имени компании.

Если в ЕГРЮЛ нет сведений о том, как действуют несколько руководителей (совместно, раздельно или как-то иначе), предполагается, что они действуют раздельно и могут принимать решения самостоятельно. Это отметил Пленум Верховного суда РФ в пункте 24 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Процедура представления документов в регистрирующий орган

Представить (подать) в регистрирующий орган заявление, подписанное заявителем, вправе как сам заявитель, так и любое иное лицо (в т. ч. курьер)*. Кроме того, можно направить документы по почте (с объявленной ценностью и описью вложения) или в электронной форме (п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

В некоторых инспекциях присутствие заявителя (когда он лично намерен подать документы) необходимо также для того, чтобы занять очередь на представление документов. Внутренние правила инспекции могут содержать положение о том, что для получения места (талончика) в очереди заявитель должен предоставить на обозрение уполномоченному сотруднику налоговой инспекции пакет документов, подготовленных для регистрации.

Если документы подает заявитель, сотрудник инспекции выдаст ему расписку в их получении. Если же документы в инспекцию подает иное лицо или они направлены по почте, расписка будет направлена по почте на указанный заявителем адрес (письма ФНС России от 8 февраля 2007 г. № 09-1-03/567@от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151@ (далее – письмо № 09-1-03/4151), от 1 февраля 2005 г. № 14-1-04/253@).

Совет

При непосредственном представлении документов на регистрацию стоит попросить сотрудника инспекции, принимающего их, сразу просмотреть документы на наличие недостатков. Также у него можно уточнить те моменты, в отношении которых есть сомнения. Если сотрудник не откажет, то явные недостатки (при их наличии) удастся выявить сразу и будет возможность исправить их, не дожидаясь отказа. Однако нужно помнить, что такое «экспресс-консультирование» не является обязанностью сотрудников налоговой инспекции, поэтому они могут и отказать.

Получение документов по результату государственной регистрации

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииписьмо № 09-1-03/4151). Иногда инспекция по собственной инициативе направляет документы по почте на адрес заявителя или на юридический адрес АО.

При успешном прохождении процедуры госрегистрации сотрудник инспекции выдает следующие документы*:

Совет

При получении документов необходимо сразу же внимательно проверить сведения во всех полученных документах.

Нередко налоговые органы допускают ошибки, которые могут стать серьезной проблемой при взаимодействии АО с фондами обязательного страхования, банками и контрагентами. Если своевременно не обнаружить ошибки, их исправление может занять несколько месяцев.

В случае отказа в государственной регистрации сотрудник инспекции выдает соответствующее решение об отказе, в котором указано, что стало основанием для его принятия.

Совет

Поскольку нередко налоговые органы в качестве основания для отказа в решении указывают не то, что действительно стало причиной отказа, а формулировку, соответствующую требованиям Закона о государственной регистрации, имеет смысл попросить пояснений у сотрудника, выдавшего решение, или у того, кто уполномочен на комментирование отказов.

При этом документ, подтверждающий оплату госпошлины, не возвращается. Пошлина считается уплаченной за госрегистрацию, даже если вынесено решение об отказе.

Не возвращаются и иные документы, поданные на регистрацию. Они остаются у налоговых органов в регистрационном деле. Таким образом, для повторного представления документов на госрегистрацию придется собрать новый пакет документов, исправив допущенные ошибки».

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.