Соглашение об избежании двойного налогообложения

53

Вопрос

Помогите, пожалуйста, разобраться в формулировках Соглашения об избежании двойного налогообложения с Германией, ст.12. Для нашей ситуации: германская компания, предоставляет российской компании программное обеспечение (программу SAP) с правом его использования, тогда как как германская компания сама является лиценциатом по договору с компанией автором-разработчиком или дистрибьютером. Ст. 12 п.1 Соглашения об избежании говорит, что лицензионные платежи, выплачиваемые резиденту Германии, могут облагаться налогом только в Германии, если получатель лицензионных платежей фактически обладает правом собственности на них. Что здесь имеется ввиду: право собственности на получаемые лицензионные платежи или все-таки обладание исключительным правом на объект авторских прав или объекты интеллектуальной собственности, за использование которых выплачиваются лицензионные платежи? Как понимать фразу «право собственности на лицензионные платежи»? Возникнет ли в нашей ситуации для российской компании, как для налогового агента, необходимость удерживать и уплачивать налог на прибыль с СУБлицензионных платежей германской компании в соответствие с пп.4 п.1 ст. 309 НК, если германская компания, предоставляющая российской компании право пользования ПО, фактически не является обладателем исключительных прав на ПО. Спасибо

Ответ

В соответствии с п. 1 ст. 12 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 авторские вознаграждения и лицензионные платежи, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве, если получатель авторских вознаграждений и лицензионных платежей фактически обладает правом собственности на них.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Соглашения употребляемое выражение «авторские вознаграждения и лицензионные платежи» означает вознаграждения любого вида, которые выплачиваются за использование или за предоставление права использования авторских прав (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 15.06.2010 № 16-15/062756@).

Согласно п. 2 ст. 232 НК РФ для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Вместе с тем, каких-либо официальных разъяснений или судебной практики по описанной ситуации нами, к сожалению, не выявлено.

Вы вправе обратиться с официальным запросом за соответствующими разъяснениями в региональное УФНС или непосредственно в ФНС России.

Если в законодательстве существуют неясности, организация вправе учитывать официальную позицию Минфина России (региональных и местных финансовых ведомств) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211). Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями). Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. Официальная позиция региональных и местных финансовых органов излагается в письмах, подписанных руководителями (заместителями руководителей) или другими уполномоченными сотрудниками. Полномочия сотрудников должны быть подтверждены распорядительным документом регионального (местного) финансового органа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Официальную позицию ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) вправе излагать руководитель ведомства или его заместители (письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211).

Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у организации возникли сложности с расчетом налогов. Кроме того, нужно, чтобы условия деятельности организации полностью соответствовали обстоятельствам, рассмотренным в разъяснениях. Если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то от ответственности за допущенное нарушение организация не освобождается. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и в материалах «Системы Главбух».

Ситуация: Как поступить организации, если у нее возникли вопросы, связанные с применением налогового законодательства

«Организация вправе обратиться за разъяснениями в Минфин России или в региональные (местные) финансовые органы. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 и в статье 34.2 Налогового кодекса РФ. Например, если у московской организации есть вопросы по торговому сбору, она может обратиться в департамент экономической политики и развития г. Москвы (письмо Минфина России от 16 июля 2015 г. № 03-11-11/40947).

Кроме того, организация может обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации. Инспекции обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков*:

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законах и нормативных актах, касающихся налогового законодательства;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых инспекций и их должностных лиц;
  • о формах налоговой отчетности и порядке их заполнения.

Такая обязанность возложена на них подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ».

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.