Произвели корректировку оплаты за тепло по данным узла учёта по окончании отопительного сезона

103

Вопрос

Произвели корректировку оплаты за тепло по данным узла учёта по окончании отопительного сезона. Жильцы согласны оплачивать только за количество Гкал, требуют не брать в расчёт показатель ? t и энергию потерь сетевой воды. Собственниками жилых помещений заключены Договоры на теплоснабжение с МУП «Теплосеть-1».

Ответ

Отношения по корректировки размера платы за отопление регулируются Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Согласно формулы 8, утвержденной этим Постановлением, при расчете корректировки используется общий размер платы за отопление за i-тое помещение. При этом при расчете размера платы за отопление помещения используется показатель среднемесячного потребления тепловой энергии. Таким образом, для ответа на вопрос необходимо определить, как рассчитывается указанный показатель.

 

Из расшифровки формулы 7 следует, что среднемесячное потребление рассчитывается в Гкал/кв. м. Однако само по себе это не означает, что при расчете среднемесячного потребления не должны применяться Правила учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 г. №№ 34.09.102, ВК-4936). Это подтверждается судебной практикой.

Так, в Решении ВАС РФ от 11.10.2012 г. №ВАС-5811/12 сделан вывод, что указанные Правила учета продолжают действовать. Более того, как следует из решения, Правила применяются к отношениям между теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг. Поэтому при расчете платы за потребление тепловой энергии должны применяться указанные Правила учета.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 11.10.2012 г. №ВАС-5811/12

«Оспариваемые в части Правила Вк-4936 приняты Министерством топлива и энергетики Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий. В соответствии с Положением о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации (далее — Минтопэнерго России), утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30.05.1993 N 504, к ведению Минтопэнерго России, являвшегося центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществлявшим руководство функционированием и развитием топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, а также координацию деятельности самостоятельных предприятий и организаций электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации и газоснабжения газового хозяйства, систем нефтепродуктообеспечения и магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов, специализированных машиностроительных, строительных, научных, проектных и других предприятий и организаций, в частности, относилось осуществление государственного регулирования деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса, в том числе путем утверждения норм и правил в области организации эксплуатации, ремонта и строительства предприятий комплекса и контроля за их соблюдением.

В обоснование нарушения процедуры принятия Правил Вк-4936 заявитель ссылается на положения статьи 5 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» (далее — Закон об обеспечении единства измерений), в силу которых нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы, могли утверждаться только Госстандартом России либо Госстандартом России совместно с заинтересованными государственными органами управления Российской Федерации. Ссылку на Закон об обеспечении единства измерений суд считает необоснованной, поскольку, как следует из преамбулы, этот Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, тогда как пунктом 3.2.1 Правил Вк-4936 не регулируются вопросы изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта каких бы то ни было средств измерений, а лишь устанавливается, что количество тепловой энергии и масса (или объем) теплоносителя, полученные потребителем, определяется на основании показаний приборов его узла учета.

Кроме того, суд отмечает, что в пункте 1.2 дополнения к заявлению от 13.07.2012 заявитель обосновывает позицию о том, что спорные Правила Вк-4936 не являются нормативным документом в области обеспечения единства измерений, как раз ссылкой на то, что эти Правила не были утверждены Госстандартом России.

Из изложенного следует, что Правила Вк-4936 не подпадают под требования Закона об обеспечении единства измерений, а полномочия Минтопэнерго России по государственному регулированию деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса прямо предусмотрены положением о названном Министерстве, действовавшим на момент издания спорных Правил Вк-4936.

В подтверждение требования о признании пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 недействующим, заявитель ссылается на пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК), а также на подпункт 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

В силу пункта 1 статьи 1 ГК гражданское законодательство основывается, в частности, на признании равенства участников регулируемых им отношений. Подпункт 5 пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении относит к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Как следует из заявления предприятия «ЖЭУ-30» и пояснений его представителя в судебном заседании, нарушение требований равенства участников гражданско-правовых отношений и баланса экономических интересов потребителей и производителей тепловой энергии проявляется в том, что при использовании формул, содержащихся в ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002, количество подлежащей оплате потребителем тепловой энергии оказывается меньшим, чем количество тепловой энергии, рассчитанное в соответствии с пунктом 3.2.1 Правил Вк-4936. Суд считает некорректным непосредственное сопоставление формул, содержащихся в указанных ГОСТах, устанавливающих способ нормирования пределов допускаемой погрешности двухканальных теплосчетчиков и типовую методику измерения потребленной тепловой энергии, с оспариваемой формулой Правил Вк-4936, определяющих порядок учета отпуска и потребления тепловой энергии. Представители Росстандарта пояснили в судебном заседании, что для применения предусмотренного ГОСТ Р 8.591-2002 алгоритма измерений в целях учета тепловой энергии необходимо теплосчетчики устанавливать в обратном трубопроводе, а счетчик горячей воды — в подающем. В свою очередь, представитель заявителя не смог пояснить, какие точки измерения использовались им при расчетах по Правилам Вк-4936 и по ГОСТ Р 8.591-2002. Представитель заявителя в предварительном и в основном судебном заседании не ответил также на вопрос суда о соблюдении предприятием «ЖЭУ-30» требований пунктов 3.1.1 — 3.1.5 Правил Вк-4936, устанавливающих принципиальные схемы размещения точек измерения массы (или объема) теплоносителя, его температуры и давления, состав измеряемых и регистрируемых параметров теплоносителя, а также требований инструкции по эксплуатации используемых им средств измерений.

При таких условиях ссылка заявителя на различное количество тепловой энергии, получаемое при использовании Правил Вк-4936 и ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002 не соответствует требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а, следовательно, не может служить подтверждением несоответствия оспариваемого пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 пункту 1 статьи 1 ГК и подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении.

В подтверждение требования о признании пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 недействующим, заявитель ссылается также на пункт 1 статьи 541 и пункт 1 статьи 544 ГК, предусматривающие, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, а оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Суд отклоняет ссылку заявителя на приведенные нормы ГК ввиду того, что в оспариваемом пункте Правил Вк-4936 прямо предусматривается определение количества тепловой энергии на основании показаний приборов узла учета, а все составляющие спорной формулы (кроме величины тепловых потерь, правомерность согласования которой в договоре заявителем не оспаривается) определяются по показаниям теплосчетчика или водосчетчика.

Требование заявителя о проверке пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 на соответствие ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002 не подлежит рассмотрению как противоречащее указанию части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о проверке арбитражным судом нормативных правовых актов только на соответствие иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Настаивая на указанном требовании, представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что считает оспариваемые Правила и государственные стандарты нормативными актами равной юридической силы.

Поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании) стандартом является документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002, признаваемые как и все иные государственные стандарты, принятые до 01.07.2003, национальными стандартами, не обладают признаками нормативного правового акта.

Ссылку заявителя в обоснование обязательности ГОСТ Р 8.591-2002 и ГОСТ Р 8.592-2002 на пункт 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании, предусматривающий, что со дня вступления в силу названного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, суд считает ошибочным.

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не обосновал, что измерение количества тепловой энергии соответствует перечисленным в названной норме Закона о техническом регулировании целям, определяющим обязательность требований соответствующих актов Госстандарта России. Кроме того, нормирование ГОСТ Р 8.591-2002 пределов допускаемой погрешности при измерениях потребленной абонентами тепловой энергии и установленная ГОСТ Р 8.592-2002 типовая методика выполнения измерений не относятся к требованиям к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Ссылка заявителя на несоответствие пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 Федеральному закону 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» отклоняется судом ввиду того, что урегулированные названными Правилами отношения по учету тепловой энергии и теплоносителя не относятся к сфере действия указанного закона, который регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений*."

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.