Создание публичного АО

34

Вопрос

 При создавшейся ситуации предприятие находится в затруднительном положении и необходима Ваша помощь. Мы уже зарегистрированы в ПАО, все договоры с контрагентами, Абонентами заключены с ПАО, лицензии на недра, а это основной документ, без которого предприятие не сможет работать уже делается на ПАО, имущество, которое передается, зарегистрировано 50% за ПАО. Исходя из Ваших ответов, мы не правы в своих суждениях и нам необходимо вносить изменения в Устав и работать после регистрации как АО. А как быть с имуществом, оно ведь уже зарегистрировано за ПАО, нам что необходимо будет вносить изменений в Свидетельства или этого не нужно делать, ведь реквизиты ИНН, КПП и ОГРН останутся прежними от ПАО. Такой же вопрос и по лицензиям. Нам необходимо будет договоры, лицензии, имущество переделывать на АО или нет. Тем более что акции будет выпущены и зарегистрированы за АО. Или акции могут быть зарегистрированы за АО, а имущество, договоры и лицензии пусть остаются за ПАО, что не влечет за собой для АО никаких последствий? ИЛИ все таки последствия есть, если мы все вышеуказанные документы не приведем в соответствие как АО? И есть другой момент, если мы ничего не будем исправлять центр банку и пойдем в суд, проиграем суды, все сделки совершенные с ПАО за это время, будут признаны ничтожными или я ошибаюсь? Ведь если мы проиграем суд, то через год мы просто перерегистрируемся на АО, но через год. Ведь мы не создаем новое юридическое лицо, а вносим всего ишь изменения в созданное, где меняется только название и оргнизационно-правовая форма юр. лица? Убедительно прошу подробно ответить нам на наши все вопросы, так как в камчатском крае ни один государственный орган не может ответить на наши вопросы, а так же всю ситуацию усугубляет отсутсвие судебной практики по нашим всем вопросам.Заранее благодарю!

Ответ

 На сегодняшний день судебной практики по признанию легитимным создания публичного АО на базе имущества должника не выявлено. Сделки, которые ПАО заключит в период судебного разбирательства по вопросу публичности АО, не будут признаны недействительным. В указанные договора после изменения наименования необходимо будет внести изменения в виде дополнительного соглашения. Во все свидетельства на имущество и лицензии после изменения наименования АО необходимо будет внести изменения. В том случае, если АО не зарегистрирует выпуск акций в ЦБ РФ, то может быть привлечено к административной ответственности по статье 15.17 КоАП РФ. В рекомендации ниже представлен порядок внесения изменений в устав АО.

Изменения в устав АО в связи с несоответствием статусу публичного вносятся в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Юридическое лицо действует с момента государственной регистрации (пункт 8 статьи 51 ГК РФ). ПАО зарегистрировано, как юридическое лицо.

Несоответствие наименования юридического лица требованиям законодательства не входит в основания признания сделок юридического лица недействительными (параграф 2 главы 9 ГК РФ).

При изменении наименования юридического лица, в лицензию необходимо внести изменения в порядке статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

В ЕГРП изменения вносятся в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ. Так как наименование юридического лица – собственника вносится в свидетельство ЕГРП, то при изменении наименования необходимо получить новое свидетельство.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Рекомендация: Как внести изменения в устав АО.

«Практически каждая организация хотя бы однажды вносила изменения в свой устав. Это необходимо при смене юридического адреса, изменении размера уставного капитала, изменениях в структуре или компетенции органов управления, а также в других случаях.

Для юриста основная сложность заключается в государственной регистрации изменений в налоговой инспекции. Чтобы этот процесс не затянулся на несколько недель, нужно заранее учесть все нюансы.

Порядок внесения изменений в устав

Устав – это единственный учредительный документ акционерного общества (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).

Изменение (в т. ч. дополнение) устава АО относится к компетенции общего собрания акционеров и производится исключительно по его решению (п. 1 ст. 12подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Закон запрещает передавать этот вопрос к компетенции иных органов управления (п. 2 ст. 48 Закона об АО) за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Так, в частности*:

  • изменения, связанные с увеличением уставного капитала, можно внести на основании решения совета директоров об увеличении уставного капитала (и иных документов), если право принятия такого решения, согласно уставу, принадлежит совету директоров (п. 2 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем приобретения акций в целях их погашения, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах приобретения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем погашения собственных акций в предусмотренном законом случаях, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах погашения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • сведения о «золотой акции» вносят в устав и исключают из устава на основании решения соответствующего органа: Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, касающиеся размера уставного капитала АО, включая количество размещенных акций, вносят по результатам размещения акций на момент создания общества путем реорганизации в форме слияния на основании договора о слиянии и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, размещаемых при создании этого общества (п. 6 ст. 12 Закона об АО).

Общее собрание акционеров может принять решение о внесении изменений в устав как на годовом, так и на внеочередном собрании. Главное, чтобы этот вопрос был включен в повестку дня.

Если на собрании присутствуют все акционеры АО, решение по вопросу внесения изменений в устав может быть принято без предварительного включения его в повестку дня (п. 10 ст. 49 Закона об АО).

Кроме того, решение о внесении изменений в устав может быть принято на внеочередном собрании акционеров, проведенном в форме заочного голосования (ст. 50 Закона об АО).

Если в обществе один акционер, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

В договор о создании и в решение (протокол) о создании АО вносить изменения при изменении устава не требуется.

В отдельных случаях нужно соблюдать особый порядок принятия решений, в том числе при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Для принятия решения по вопросу внесения изменений в устав достаточно 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Отдельные решения, которые изменяют конкретные обстоятельства, влекущие необходимость изменения соответствующих сведений в уставе, можно принять только по предложению совета директоров, если устав не устанавливает иное (п. 3 ст. 49 Закона об АО).

Изменения в устав оформляются либо в виде новой редакции устава, в которой вместо старых сведений содержатся новые, либо в виде изменений как отдельного документа, в котором указывается, что в конкретный пункт устава вносятся соответствующие изменения.

Совет

Изменения лучше оформить в виде новой редакции устава, а не в виде изменений как отдельного документа*.

Впоследствии гораздо удобнее будет использовать единую действующую редакцию устава, чем частично действующую редакцию устава с несколькими (или множеством) приложений к нему на отдельных листах, которые нужно будет при прочтении согласовывать между собой. Кроме того, отдельные листы могут потеряться.

Внесенные изменения в обязательном порядке подлежат государственной регистрации (ст. 14 Закона об АО).

Государственная регистрация внесенных изменений

Внесенные изменения подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц только с момента ее проведения (ст. 14 Закона об АО).

Есть единственное исключение: если меняются сведения о филиалах и представительствах, то самой регистрации ждать не нужно – такие изменения приобретают силу с того момента, когда АО уведомило о них налоговый орган (п. 2 ст. 14п. 6 ст. 5 Закона об АО, п. 6 ст. 52 ГК РФ).

Общий срок, в который необходимо представить документы на регистрацию после принятия решения о внесении изменений, законом не установлен. Отдельные сроки Закон об АО устанавливает лишь для случая уменьшения уставного капитала.

Чтобы зарегистрировать изменения, нужно представить в налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию, следующие документы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации)*:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ об утверждении форм). Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
  • решение (протокол) о внесении соответствующих изменений;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) нужно представить на регистрацию в двух оригинальных экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Подтверждение оплаты госпошлины фактически можно не предоставлять.

Обоснование

На это указывает Минфин России в пункте 46.1 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н (далее – Административный регламент).

В таком случае налоговая служба может запросить информацию об оплате пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Это положение основано на пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Таким образом, если не представить документ об уплате пошлины, это не станет основанием для отказа в регистрации (п. 2146.14750 Административного регламента).

Размер госпошлины составляет 20 процентов от размера пошлины за регистрацию АО при создании, то есть 800 руб. (п. 1 ст. 333.33 НК РФ)*.

При желании факт уплаты пошлины в безналичной форме можно подтвердить платежным поручением с отметкой банка о его исполнении; факт уплаты в наличной форме – квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком (ст. 333.18 НК РФ).

Из основания платежа должно однозначно следовать, что пошлина внесена за государственную регистрацию изменений в учредительные документы конкретного общества. Некорректное указание основания или плательщика может стать причиной отказа в регистрации. По вопросу оплаты госпошлины и оформления платежных документов сложилась противоречивая судебная практика.

Детально процедура проведения государственной регистрации описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Дополнительные документы, которые могут потребоваться при регистрации изменений

В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные документы.

В частности, такое может быть при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Еще один случай – изменение юридического адреса АО. Налоговые органы могут отказать в регистрации, если не представить документы, которые подтверждают права компании на помещение по новому адресу.

Закон не обязывает представлять такие документы, не устанавливает их перечень и форму. Однако во избежание отказа в регистрации обычно представляют*:

  • заверенную генеральным директором копию договора аренды помещения по новому адресу. При этом в договоре желательно отдельно указать, что арендодатель не возражает против регистрации арендатора по адресу помещения;
  • заверенную генеральным директором компании либо собственником помещения копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение.

Кроме того, можно представить гарантийное письмо от собственника помещения, лишний раз подтверждающее согласие арендодателя на регистрацию компании по адресу помещения, а также акт приема-передачи помещения.

Внимание! У налоговой инспекции может быть письмо от собственника помещения с просьбой не регистрировать организации по адресу его помещения.

В таких случаях инспекция отказывает в регистрации.

Чтобы избежать отказа, имеет смысл заранее согласовать с собственником помещения вопрос регистрации, получить гарантийное письмо и предоставить его в налоговые органы вместе со всеми документами.

Кто вправе представить документы на государственную регистрацию изменений в учредительные документы акционерного общества (быть заявителем)

Генеральный директор. Или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени АО (запись об этом лице должна быть в ЕГРЮЛ).

Заявителем при внесении изменений в учредительные документы является руководитель постоянно действующего исполнительного органа (т. е. директор) или иное лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Это правило установлено в пункте 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации.

Заявителем, по смыслу пункта 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации, является лицо, подписавшее заявление.

С 1 сентября 2014 года в компании может быть несколько директоров. Полномочия по подаче документов в налоговую инспекцию могут быть возложены на кого-то из них на основании устава или иного внутреннего документа общества.

Таким образом, подписывать заявление должен директор либо иное лицо, указанное в ЕГРЮЛ как лицо, действующее без доверенности от имени компании.

Если в ЕГРЮЛ нет сведений о том, как действуют несколько руководителей (совместно, раздельно или как-то иначе), предполагается, что они действуют раздельно и могут принимать решения самостоятельно. Это отметил Пленум Верховного суда РФ в пункте 24 постановления от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Процедура представления документов в регистрирующий орган

Представить (подать) в регистрирующий орган заявление, подписанное заявителем, вправе как сам заявитель, так и любое иное лицо (в т. ч. курьер). Кроме того, можно направить документы по почте (с объявленной ценностью и описью вложения) или в электронной форме (п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

В некоторых инспекциях присутствие заявителя (когда он лично намерен подать документы) необходимо также для того, чтобы занять очередь на представление документов. Внутренние правила инспекции могут содержать положение о том, что для получения места (талончика) в очереди заявитель должен предоставить на обозрение уполномоченному сотруднику налоговой инспекции пакет документов, подготовленных для регистрации.

Если документы подает заявитель, сотрудник инспекции выдаст ему расписку в их получении. Если же документы в инспекцию подает иное лицо или они направлены по почте, расписка будет направлена по почте на указанный заявителем адрес (письма ФНС России от 8 февраля 2007 г. № 09-1-03/567@от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151@ (далее – письмо № 09-1-03/4151), от 1 февраля 2005 г. № 14-1-04/253@).

Совет

При непосредственном представлении документов на регистрацию стоит попросить сотрудника инспекции, принимающего их, сразу просмотреть документы на наличие недостатков. Также у него можно уточнить те моменты, в отношении которых есть сомнения. Если сотрудник не откажет, то явные недостатки (при их наличии) удастся выявить сразу и будет возможность исправить их, не дожидаясь отказа. Однако нужно помнить, что такое «экспресс-консультирование» не является обязанностью сотрудников налоговой инспекции, поэтому они могут и отказать.

Получение документов по результату государственной регистрации

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииписьмо № 09-1-03/4151). Иногда инспекция по собственной инициативе направляет документы по почте на адрес заявителя или на юридический адрес АО.

При успешном прохождении процедуры госрегистрации сотрудник инспекции выдает следующие документы:

Совет

При получении документов необходимо сразу же внимательно проверить сведения во всех полученных документах.

Нередко налоговые органы допускают ошибки, которые могут стать серьезной проблемой при взаимодействии АО с фондами обязательного страхования, банками и контрагентами. Если своевременно не обнаружить ошибки, их исправление может занять несколько месяцев.

В случае отказа в государственной регистрации сотрудник инспекции выдает соответствующее решение об отказе, в котором указано, что стало основанием для его принятия.

Совет

Поскольку нередко налоговые органы в качестве основания для отказа в решении указывают не то, что действительно стало причиной отказа, а формулировку, соответствующую требованиям Закона о государственной регистрации, имеет смысл попросить пояснений у сотрудника, выдавшего решение, или у того, кто уполномочен на комментирование отказов.

При этом документ, подтверждающий оплату госпошлины, не возвращается. Пошлина считается уплаченной за госрегистрацию, даже если вынесено решение об отказе.

Не возвращаются и иные документы, поданные на регистрацию. Они остаются у налоговых органов в регистрационном деле. Таким образом, для повторного представления документов на госрегистрацию придется собрать новый пакет документов, исправив допущенные ошибки».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.