Не могу найти однозначного ответа на следующий вопрос: можем ли мы изготовить плакаты с рекламой нашего пива и разместить их в торговых точках, где оно реализуется

110

Вопрос

Не могу найти однозначного ответа на следующий вопрос: можем ли мы изготовить плакаты с рекламой нашего пива и разместить их в торговых точках, где оно реализуется?

Ответ

: Вы можете изготовить плакаты с рекламой Вашего пива (при этом на плакате должно быть предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива) и разместить их в торговых точках, где оно реализуется.

 

На основании ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (в том числе к товару, средству его индивидуализации), формирование или поддержание интереса к данному объекту и его продвижение на рынке.

Рекламой пива не являются сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные на утвари (бокалах, скатертях, холодильниках и тому подобном), используемой при обслуживании в местах продажи пива, если это связано с оформлением мест продажи, а также в местах его производства и выставках.

Кроме того, исходя из сложившейся судебной практики, не являются рекламой пива сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные:

непосредственно на официальных бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, в сети Интернет при указании доменного имени;

на сувенирной продукции;

на фирменной одежде, а также на утвари (бокалах, скатертях, пепельницах, салфетках, кранах, стойках баров, холодильниках и тому подобном), используемой при обслуживании в местах продажи пива, если это связано с оформлением мест продажи, а также в местах его производства и выставках.

На такую информацию требования Закона № 38-ФЗ не распространяются (Письмо ФАС РФ от 09.08.2006 № АК/13075).

Закон № 38-ФЗ не запрещает рекламу пива в местах торговли в случае соблюдения требований о предупреждении о вреде чрезмерного потребления пива, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10 % рекламной площади (п. 3 ст. 21 Закона № 38-ФЗ). Также реклама пива не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (пп.6 п. 2 ст. 21 Закона № 38-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.03.2006 № 38-ФЗ

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке*.

<...>

Статья 21. Реклама алкогольной продукции

2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться*:

1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

С 1 января 2013 года Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 119-ФЗ пункт 1 части 2 настоящей статьи будет изложен в новой редакции.

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции; (Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ. — См.предыдущую редакцию)

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений*;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений*;

8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (Пункт дополнительно включен с 23 июля 2012 года Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 119-ФЗ)

2_1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. (Часть дополнительно включена с 23 июля 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 119-ФЗ))

3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства)*.

4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 23 июля 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ. — См.предыдущую редакцию)

5. Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции*".

2. ПИСЬМО ФАС РОССИИ ОТ 09.08.2006 № АК/13075

«1. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару, средству его индивидуализации, изготовителю или продавцу товара, результатам интеллектуальной деятельности либо мероприятию), формирование или поддержание интереса к данному объекту и его продвижение на рынке.

Вместе с тем согласно пунктам 7, 8 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке, а также на любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.

Кроме того, исходя из сложившейся судебной практики, не являются рекламой пива сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные:

непосредственно на официальных бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, в сети Интернет при указании доменного имени;

на сувенирной продукции;

на фирменной одежде, а также на утвари (бокалах, скатертях, пепельницах, салфетках, кранах, стойках баров, холодильниках и тому подобном), используемой при обслуживании в местах продажи пива, если это связано с оформлением мест продажи, а также в местах его производства и выставках*.

На такую информацию требования Закона о рекламе не распространяются.

Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что проведение промо-акций, рекламных акций или иных массовых мероприятий, направленных на неопределенный круг лиц и носящих рекламный характер, не может рассматриваться как деятельность по реализации пива. Соответственно, информация о пиве, в том числе товарные знаки, размещенная на различных материальных носителях (униформе, столах, плакатах, холодильниках, оборудовании, скатертях, пепельницах и прочем) при проведении рекламных акций, подпадает под понятие рекламы пива, и на такую информацию распространяются требования Закона о рекламе в полном объеме.

2. В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Следовательно, под понятие рекламы подпадает в том числе информация о спонсоре, а также товарные знаки, размещенные на различных объектах в рекламных целях. На такую информацию в полной мере распространяются требования Закона о рекламе*.

3. При распространении рекламы с использованием товарного знака, индивидуализирующего различные товары, в том числе ограниченные или запрещенные к рекламированию, либо с использованием обозначения, сходного до степени смешения с таким товарным знаком, такая реклама может рассматриваться как реклама запрещенного или ограниченного к рекламированию товара.

При этом в качестве критериев оценки рекламы может выступать степень знакомства потребителей с товарами, уровень информативности рекламы в отношении рекламируемого товара, способ подачи информации, расставленные в рекламе акценты на привлечение внимания к тому или иному элементу товара, и иные обстоятельства, которые позволяют выявить ассоциации потребителей с тем или иным товаром.

В случае если реклама выступает в качестве рекламы запрещенного или ограниченного к рекламированию товара, то такая реклама не допускается.

4. В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под спонсорской рекламой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. При этом Закон содержит четкое указание на то, что в качестве спонсора может выступать исключительно лицо, а не товар, а также на то, что данное лицо должно быть определено в рекламе именно в качестве спонсора.

Указать на себя как на спонсора, по мнению ФАС России, рекламодатель может в любой форме, позволяющей обозначить свое участие в спонсируемом мероприятии.

Однако при размещении в рекламе указания на то, что спонсором является тот или иной товар (например, пиво), товарный знак, данная реклама не будет подпадать под понятие спонсорской рекламы.

5. При распространении рекламы в несколько этапов, на первом из которых появляется некоторая информация, напрямую не указывающая на рекламируемый товар, а в последующих этапах рекламной кампании сообщается о том, какой товар рекламируется, не происходит введения потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара, в случае если на начальном этапе рекламы не создается впечатление о том, что рекламируется товар, отличный от действительно рекламируемого товара.

Если же на начальном этапе рекламной кампании речь идет об одном товаре, а в последующих выяснится, что рекламируется другой товар, то такая реклама (в своей первой части) может быть признана вводящей в заблуждение относительно рекламируемого товара.

6. Под демонстрацией процесса потребления пива, по мнению специалистов ФАС России, следует понимать совершение таких действий, которые непосредственно направлены на фактическое употребление пива, при этом это может быть выражено как одним действием, так и цепью логически следующих действий, направленных на фактическое употребление пива.

7. Поскольку промо-акции, рекламные акции или иные массовые мероприятия, направленные на неопределенный круг лиц и носящие рекламный характер, проводятся при участии людей — представителей организатора акции, на одежде которых для идентификации проводящегося мероприятия могут размещаться знаки, индивидуализирующие организатора акции или его продукцию, то по мнению ФАС России, сами представители организатора рекламной акции, проводящие такую акцию, не могут рассматриваться как использование образов людей в рекламе, независимо от того, нанесены ли на их одежду товарные знаки организатора акции. Данная позиция была высказана 20.07.2006 на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России (консультативно-совещательный орган) при рассмотрении указанного вопроса.

8. В соответствии с частью 23 статьи 19 Закона о рекламе требования данной статьи в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики. В Законе содержится исчерпывающий перечень объектов, на размещение которых не требуется получение разрешения, расширительному толкованию такой перечень не подлежит. Поскольку холодильники не входят в данный перечень, то на них требования части 23 статьи 19 Закона о рекламе не распространяются"

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.