Указание в рекламе информации о застройщике

243

Вопрос

Застройщик, осуществляющий строительство многоквартирного жилого дома по договорам долевого участия (застройщик-1) заключает договор с банком-партнером, по условиям которого банк обязуется предоставлять ипотечное кредитование дольщикам-покупателям на выгодных условиях. Застройщик запускает рекламную кампанию (на телевидении, на биллбордах), где указывает условия получения такой ипотеки и на рекламных листовках и макетах указывает наименование более крупного и известного застройщика, в группу компаний которого входит (но официально эти юр лица не аффилированы). Крупный и известный застройщик (застройщик-2) отношения к строящемуся жилому дому не имеет.

1. Какие документы нужно оформить между застройщиком-1 и застройщиком-2, чтобы избежать ответственности за нарушение ФЗ о рекламе? Либо необходимо заключить соглашение об использовании фирменного наименования/коммерческого обозначения Застройщика-2?

2. Возможно ли заключение Застройщиком-2 договоров с банком о предоставлении ипотечного кредитования на квартиры, в доме, застройщиком которого является застройщик-1? Какие документы для этого необходимы?Спасибо!

Ответ

 Указание в рекламе информации о застройщике, который фактически не является застройщиком многоквартирного дома, влечет риск привлечения к административной ответственности по ст.14.3 КОАП РФ. Дело в том, что закон императивно запрещает указывать в рекламной информации недостоверные сведения о застройщике объекта долевого строительства, в связи с чем, заключение каких-либо соглашений между застройщиками (использование фирменного наименования/коммерческого обозначения, посреднический договор и т.д.) все равно влечет образует риск привлечения к ответственности. Данные риски существуют и при заключении договора банка с организацией, которая фактически не является застройщиком.

Возможность привлечения к ответственности обусловлена тем, что в силу части 1 статьи 5 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 3 статьи 5 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Недостоверной, в том числе, признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе и продавце товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ предусмотрено, что ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 16 статьи 1 ГрК РФ, согласно которому застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Таким образом, указание в рекламной информации недостоверных сведений о застройщике объекта долевого строительства может повлечь ответственность по частью 1 статьи 14.3 КОАП РФ – см. Постановление 7 ААС от 24.10.2012 № А45-17686/2012, Постановление 8 ААС от 06.10.2011 № А70-1832/2011, Постановление 13 ААС от 16.03.2015 № А26-5887/2014, Постановление 2 ААС от 07.10.2009 № А82-9412/2009.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Постановление 7 ААС от 24.10.2012 № А45-17686/2012

«Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, целью рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования посредством воздействия на сознание и восприятие потребителей.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).*

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Недостоверной, в том числе, признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе и продавце товара (пункт 20 части 3 статьи 5 Закона № 38-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 3 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Статьей 2 (подпункта 1) Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определено понятие застройщика - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным закона для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что размещение спорной рекламы на приоритетной странице в журнале «Все о новостройках» № 11 (90) ноябрь 2011 г. осуществлялось на основании договора № 16/08/11-56Р на оказание рекламно-информационных услуг от 16.08.2011 года, заключенного между ООО «Бизнес-Недвижимость» и ООО Издательский дом «Квартет» (Исполнитель).

Услуги оказаны и оплачены заявителем, что подтверждается актом сдачи-приемки работ № 000653, платежным поручением № 64 от 26.10.2011 года по счету № 488 от 10.10.2011 года.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы, то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является заявитель.

Земельный участок, на котором осуществляется строительство 17-этажного жилого дома с подземной автостоянкой на пересечении улиц Добролюбова и Панфиловцев в Октябрьском районе, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Новосибирский государственный аграрный университет», в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № 54 АГ 751946.

Разрешение на строительство указанного дома выдано ФГОУ ВПО «НГАУ» 07.11.2007 года мэрией г. Новосибирска за № Ru 54303000-412.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства, застройщиком 17-этажного жилого дома с подземной автостоянкой на пересечении улиц Добролюбова и Панфиловцев в Октябрьском районе является ФГОУ ВПО «НГАУ».

Вместе с тем анализ текста рекламы, размещаемой в журнале, указывает на то, что заявитель является застройщиком, хотя фактически застройщиком не является.

При этом ссылка Общества на то, что в договоре о совместной деятельности заявитель именуется Инвестором-Застройщиком, в связи с чем, в рекламе Общество было поименовано Застройщиком, правомерно отклонена судом первой инстанции как необоснованная.

Так, из представленных в материалы дела договора о совместной деятельности от 20.11.2003 года, дополнительного соглашения от 07.06.2004 года, заключенные между Новосибирским государственным аграрным университетом и ЗАО «Инвестиционно - строительная компания «Метаприбор», соглашения об уступке прав и передаче обязанностей по договору о совместной деятельности от 11.04.2008 года, заключенному между ЗАО ИСК «Метаприбор» и ООО «Бизнес-Недвижимость» следует, что заявитель принимает права в части строительства жилого дома с административно-торговыми помещениями на земельном участке 0, 3337 Га по адресу: г. Новосибирск, Октябрьский район, ул. Добролюбова - Панфиловцев, и обязанности по реализации инвестиционного проекта, и именуется в договоре Инвестор-Застройщик.

Таким образом, учитывая условия договора, заявитель Застройщиком не является и именуется Инвестор –Застройщик.*

Доказательств обратного Обществом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.

При этом при размещении рекламы заявитель должен руководствоваться не договором, а действующим законодательством, следовательно, содержащаяся в рекламе информация о застройщике не соответствует действительности.

Согласно статье 33 Закона № 38-ФЗ антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как указано в части 4 статьи 38 Закона № 38-ФЗ, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, наличие события административного правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд апелляционной инстанции считает, что у Общества имелась возможность по соблюдению требований действующего законодательства в области распространения рекламы. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности заявителем не представлено.

Нарушение порядка и срока давности привлечения Общества к административной ответственности суд апелляционной инстанции не находит.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.