Изменение типа АО

130

Вопрос

Преобразование ОАО в АООАО с единственным участником с 01.09.2014 по настоящий момент не вносило изменений в уч. документы, в силу чего не изменяло свою форму в непубличное АО. Акционер единственный, 100% гос участие, общество по новым правилам относится к непубличным.В ближайшее время изменений в уч. документы также не планируется. Есть ли необходимость проводить преобразование только с целью становления непубличным АО и смены наименования или такие изменения целесообразно внести при изменении уч. документов? Приобретает ли общество какие-либо преимущества по сравнению с ранее действовавшим порядком приобретает непубличное АО?

Ответ

 Изменения из ОАО в АО не являются преобразованием. В данном случае изменяется тип АО и его наименование в соответствии с изменениями законодательства. Можно не вносить изменения до момента необходимости внесения изменений в устав. О различиях публичных и непубличных АО читайте здесь и в справочнике 10 ключевых отличий публичного АО от непубличного.

Пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ предусматривает, что изменение устава и наименования юридического лица в связи с изменениями законодательства можно сделать только тогда, когда возникнет необходимость внесения изменений в устав.

Если АО не соответствует признакам публичного, то к такому АО применяются положения о непубличных АО (пункт 11.1 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: АО не намерено становиться публичным: как выбрать между преобразованием в ООО и переоформлением в непубличное АО.

«После 1 сентября 2014 года любое АО обязано привести свой устав и наименование в соответствие с новыми правилами главы 4Гражданского кодекса РФ.

Настоящая рекомендация посвящена*:

Перечисленным выше обществам нужно решить, в какой форме продолжить вести свою деятельность. В зависимости от принятого решения необходимо совершить одно из следующих действий:

О том, какие действия нужно совершить в отношении публичного ОАО, см. рекомендацию Как переоформить ОАО, обладающее признаками публичного общества, в публичное АО.

О ситуации, когда АО еще не размещало акции публично, но собирается это сделать в дальнейшем, см. рекомендации:

Как выбрать оптимальную форму ведения бизнеса

Если общество не размещает акции путем открытой подписки и не намерено это делать, то акционерам стоит проанализировать, целесообразно ли продолжать вести деятельность в форме АО. Может оказаться, что на самом деле эта организационно-правовая форма влечет для компании неоправданные риски и издержки.

Примеры недостатков ведения бизнеса в форме АО

1. Расходы на оплату услуг регистратора

До 2 октября 2014 года все акционерные общества обязаны передать ведение реестра регистратору, то есть профессиональному участнику рынка ценных бумаг, имеющему соответствующую лицензию (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», письмо Банка России от 31 июля 2014 г. № 015-55/6227 «Об обязанности акционерных обществ, ведущих реестр акционеров самостоятельно, передать ведение реестра акционеров регистратору, а также о ведении реестра акционеров публичных акционерных обществ независимым регистратором»).

Затраты на оплату услуг такого регистратора могут оказаться для общества весьма существенными.

2. Наличие государственного регулятора в лице Банка России

Банк России осуществляет:

  • регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг;
  • контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.

Такие полномочия предусмотрены в пунктах 10–10.2 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

На практике это порождает для АО много дополнительных обязанностей и увеличивает риск привлечения к ответственности.

Например, акционерные общества должны раскрывать установленную законодательством информацию (ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), раздел VII Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»). За нарушение такой обязанности общество могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Еще один существенный риск – возможность акционера подать в Банк России жалобу на общество (например, если, по мнению акционера, АО нарушило его права). В итоге общество может столкнуться с рядом проверок, предписаний и иных негативных последствий вплоть до привлечения к ответственности. В ООО же такой «корпоративный шантаж» крайне затруднителен. Разумеется, участник ООО вправе обратиться за защитой своих интересов в суд, однако это может стать для общества гораздо менее серьезной проблемой, чем проверки со стороны Банка России.

3. Расходы на оплату аудиторских услуг

Для всех акционерных обществ предусмотрен обязательный аудит (п. 5 ст. 67.1 ГК РФп. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). А это дополнительные затраты времени и средств.

4. Невозможность исключить из общества недобросовестного участника

При наличии ряда условий из ООО можно исключить участника, который:

  • грубо нарушает свои обязанности либо
  • своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Такое правило установлено в статье 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Закон об АО такой возможности не предусматривает.

В частности, акционеры могут придерживаться следующей логики. Если общество намерено разместить акции среди неопределенного круга лиц, бизнес в любом случае необходимо вести в форме публичного акционерного общества (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). В этой ситуации все недостатки и издержки, свойственные АО, оправданны. Если же акционеры намерены ограничивать и контролировать число новых участников (в т. ч. при помощи преимущественного права покупки акций), возникает проблема выбора:

  • сменить организационно-правовую форму на ООО, то есть на более простую и «понятную» форму ведения бизнеса, которая лишена рисков и недостатков, свойственных АО;
  • продолжить вести деятельность в форме АО (непубличного общества), сохранив все недостатки, свойственные этой организационно-правовой форме. При выборе такого варианта порядок действий, которые потребуется совершить для переоформления в непубличное АО, будет различаться в зависимости от существующей формы общества – ОАО или ЗАО.

Возможен и третий вариант – ликвидировать существующее АО и при необходимости создать новую организацию в более простой форме, например, ООО. Но вряд ли этот вариант покажется акционерам оптимальным.

Как переоформить АО в ООО

Если акционеры решили «переделать» АО в ООО, то нужно провести реорганизацию в форме преобразования. Это достаточно длительный и сложный процесс, но его проведение может оказаться менее серьезной проблемой по сравнению с рисками и издержками, свойственными АО.

Формально закон позволяет преобразоваться в ООО и при реорганизации в других формах. В частности, в настоящий момент Гражданский кодекс РФ разрешает проводить так называемую смешанную (комбинированную) реорганизацию (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • участвовать в реорганизации с юридическими лицами других организационно-правовых форм (например, проводить присоединение АО к ООО);
  • сочетать разные формы реорганизации (к примеру, объединять два АО, создавая в процессе слияния новое ООО).

Однако до тех пор, пока закон не конкретизирует положения о смешанной реорганизации, по возможности ее лучше все же не проводить.

Обоснование

В настоящий момент закон не устанавливает порядок проведения смешанной реорганизации. В связи с этим не исключено, что на практике возникнут непредвиденные проблемы, решить которые может оказаться довольно затруднительно.

К примеру, налоговая инспекция может отказаться по тем или иным причинам регистрировать прекращение деятельности АО, присоединяемого в процессе комбинированной реорганизации к ООО. Причем при обжаловании такого отказа могут появиться сложности, поскольку судебная практика по аналогичным спорам пока отсутствует.

Как переоформить ОАО, не отвечающее признакам публичного общества, в непубличное АО

Во-первыхустав общества нужно изменить таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон предъявляет куставу непубличного АО.

При этом имеет смысл убрать из фирменного наименования АО слово «открытое».

Обоснование

Формально наименование ОАО можно и не менять. Так, закон не обязывает исключать из него слово «открытое».

Однако если ОАО не сменит наименование, то государственные органы, контрагенты, иные лица могут посчитать, что общество является публичным, а значит, оно должно соблюдать установленные требования для публичных АО. В итоге могут возникнуть недопонимание и споры.

В результате новое полное фирменное наименование должно содержать слова «акционерное общество» (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона об АО). В сокращенном наименовании нужно использовать:

  • либо слова «акционерное общество»;
  • либо аббревиатуру «АО».

Примеры положений о фирменном наименовании непубличного АО

Вариант 1

1.3. Полное фирменное наименование Общества – акционерное общество «Торгово-развлекательный центр "Альфа"».

Сокращенное фирменное наименование Общества – АО «ТРЦ "Альфа"».

Вариант 2

1.3. Полное фирменное наименование Общества – акционерное общество «Торгово-развлекательный центр "Альфа"».

Сокращенное фирменное наименование Общества – акционерное общество «ТРЦ "Альфа"».

Во-вторых, стоит предусмотреть в уставе положения, которые в наибольшей степени отвечали бы интересам акционеров. В некоторых случаях для этого требуется единогласное решение всех участников (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

ОАО, не обладающее признаками публичного общества, переоформлено в непубличное АО. Нужно ли внести изменения в иные документы помимо устава (договоры с другими компаниями, внутреннюю документацию, свидетельства, трудовые договоры с сотрудниками и т. д.)

По общему правилу не нужно, однако на практике этот вопрос стоит решить в зависимости от конкретных документов.

Закон устанавливает, что организация, изменившая наименование в связи с реформой юридических лиц, не обязана вносить изменения:

  • в правоустанавливающие документы;
  • в другие документы, содержащие прежнее наименование организации.

На это указано в части 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ. Некоторые госорганы подтвердили действие такой нормы и дали соответствующие разъяснения.

Вместе с тем, на практике в некоторые документы, содержащие прежнее наименование АО, все же желательно внести изменения.

Не требуется вносить изменения

Отдельные госорганы подтвердили, что организация, изменившая наименование в целях его соответствия новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ, не обязана вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы. В частности, не требуется*:

  • перерегистрировать контрольно-кассовую технику в налоговом органе (письмо ФНС России от 22 октября 2014 г. № ЕД-4-2/21933 «О регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники»; далее – письмо ФНС России);
  • переоформлять лицензии и иные разрешительные документы, выданные Росприроднадзором (письмо Росприроднадзора от 14 октября 2014 г. № АА-03-04-36/16011 «О направлении разъяснений»; далее – письмо Росприроднадзора);
  • заменять сертификаты, выданные Росавиацией (письмо Росавиации с разъяснениями в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ; далее – письмо Росавиации);
  • переоформлять лицензии, выданные Ростехнадзором (письмо Ростехнадзора от 30 января 2015 г. № 00-01-34/48 «Информационное письмо по вопросам переоформления лицензии в связи со вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ в части изменения наименования организационно-правовых форм организаций»; далее – письмо Ростехнадзора);
  • получать новые свидетельства о госрегистрации права на недвижимое имущество (письма Минфина России от 11 марта 2015 г. № 03-05-05-03/12669 «Об уплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий, связанных с преобразованием юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую» (далее – письмо № 03-05-05-03/12669), от 16 марта 2015 г. № 03-05-05-03/13739 «Об уплате государственной пошлины при осуществлении регистрационных действий в связи с преобразованием юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую с учетом изменений, внесенных в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»; далее – письмо № 03-05-05-03/13739);
  • заключать и регистрировать дополнительные соглашения к договорам аренды недвижимости (письмо № 03-05-05-03/12669);
  • переоформлять лицензии, выданные ФСТЭК России (информационное сообщение ФСТЭК России от 10 апреля 2015 г. № 240/13/1436 «О вопросах переоформления лицензий ФСТЭК России в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в части изменения наименований организационно-правовых форм организаций»; далее – информационное сообщение ФСТЭК России);
  • переоформлять патенты и свидетельства, подтверждающие наличие у общества исключительного права (информационное письмо Роспатента от 6 июля 2015 г. № 2 «О дополнительных разъяснениях по вопросу внесения изменений, связанных с изменением наименования юридического лица в части указания его организационно-правовой формы, в материалы заявок и реестры зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности в связи с изменениями в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»; далее – информационное письмо Роспатента). Стоит, правда, отметить, что ранее (до 6 июля 2015 года) Роспатент придерживался противоположной позиции.

Желательно внести изменения

На практике различие между наименованием общества, указанным в уставе, и наименованием в других документах может вызвать вопросы у контрагентов и иных лиц. Чтобы избежать такого недопонимания и возможных споров, имеет смысл:

  • указать новое наименование в фирменных бланках, объявлениях, на вывесках и на интернет-сайтах АО;
  • изменить сведения о наименовании во внутренних документах общества (например, в положениях о договорной работео генеральном директорео филиале и т. д.);
  • уведомить о смене наименования контрагентов, в том числе потенциальных.

Как переоформить ЗАО в непубличное АО

Во-первыхустав общества нужно изменить таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, которые закон предъявляет к уставу непубличного АО.

При этом необходимо исключить из фирменного наименования АО слово «закрытое» (в противном случае могут возникнуть негативные последствия).

В результате новое полное фирменное наименование должно содержать слова «акционерное общество» (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона об АО). В сокращенном наименовании нужно использовать:

  • либо слова «акционерное общество»;
  • либо аббревиатуру «АО».

Примеры положений о фирменном наименовании непубличного АО

Вариант 1

1.3. Полное фирменное наименование Общества – акционерное общество «Торгово-развлекательный центр "Альфа"».

Сокращенное фирменное наименование Общества – АО «ТРЦ "Альфа"».

Вариант 2

1.3. Полное фирменное наименование Общества – акционерное общество «Торгово-развлекательный центр "Альфа"».

Сокращенное фирменное наименование Общества – акционерное общество «ТРЦ "Альфа"».

Во-вторых, стоит проанализировать, нужно ли изменять иные положения устава (в частности, отвечают ли они в полной мере интересам акционеров). При необходимости их можно исправить или заменить другими положениями (например, ограничить число и суммарную номинальную стоимость акций, принадлежащих одному акционеру, – п. 5 ст. 99 ГК РФп. 3 ст. 11 Закона об АО). В некоторых случаях для этого требуется единогласное решение всех акционеров (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

В какой срок нужно привести устав ЗАО в соответствие с правилами о непубличных обществах

Конкретный срок закон не устанавливает, однако изменения в устав лучше внести в максимально короткий промежуток времени после 1 сентября 2014 года.

По закону привести устав в соответствие с новыми правилами нужно при первом его изменении после 1 сентября 2014 года (ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Например, если в октябре 2014 года акционеры ЗАО приняли решение о смене юридического адреса, помимо изменений, связанных с таким решением, устав общества необходимо «переделать» в устав непубличного АО.

Причем обязанность по приведению устава в соответствие с новыми правилами возникает лишь в случае, когда решение об изменении устава принимает*:

  • общее собрание акционеров либо
  • акционер, которому принадлежат все голосующие акции.

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль