Процес ссоздания ООО

60

Вопрос

Заполняем для налоговой инспекции форму Р11001. При создании ООО участвуют: ООО, АО, физ.лицо. Скажите пожалуйста, лист Н заполняется на ООО, АО и физика? У нотариуса присутствовать должны все: и руководитель ООО и руководитель АО и физик? Может ли подать заявление в налоговую только руководитель АО (либо его представитель по доверенности), если в решении о создании его на это уполномочили другие учредители или нужно от всех учредителей нотариальную доверенность?

Ответ

Лист Н заявления по форме Р11001 заполняется в отношении каждого учредителя, то есть в трех экземплярах – на ООО, АО, физическое лицо. Образец заполнения Вы найдете здесь. Да, нотариус заверяет подписи всех учредителей ООО либо их представителей. Да, руководитель АО – учредителя ООО либо его представитель по нотариально удостоверенной доверенности вправе подать заявление о создании ООО в регистрирующий налоговый орган. Такой учредитель должен быть уполномочен доверенностями от учредителей. Доверенность должна быть нотариально удостоверена. О том, кто и как вправе подать заявление о создании ООО в регистрирующий налоговый орган, читайте в рекомендации ниже.

Порядок заполнения Листа Н заявления по форме Р11001 установлен пунктом 2.20 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (Приложение № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

Свидетельство подписи заявителя на заявлении о регистрации создания ООО должно быть удостоверено нотариально, кроме случая личного предоставления заявления заявителем (пункт 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Если заявление предоставляется не лично заявителем, то представитель должен действовать на основании нотариально удостоверенной доверенности (абз.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). То есть руководитель АО – учредителя подает заявление на основании документов, подтверждающих его полномочия, и нотариально удостоверенных доверенностей от других учредителей.

В Решении ВС РФ от 17.12.2013 № АКПИ13-1066 указано, что при создании ООО учредитель должен лично выступить заявителем для подтверждения сведений, которые внесены в устав.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Кто должен подавать и получать документы при регистрации ООО.

«Когда все документы для регистрации общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) готовы, возникает вопрос, кто должен подать их на регистрацию. Из закона следует, что это может быть заявитель или его представитель, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности.

На практике сложился определенный порядок. Если следовать ему, зарегистрировать ООО можно быстро и без лишних задержек.

Кто выступает заявителем при государственной регистрации ООО

При государственной регистрации ООО документы в регистрирующий орган обычно представляет заявитель, а именно*:

  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.

Такое правило установлено в пункте 2 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент).

Когда документы на регистрацию подает лично заявитель, удостоверять у нотариуса подпись на заявлении не нужно (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)).

Вправе ли будущий генеральный директор создаваемого ООО подписать и подать заявление о государственной регистрации

Подписать – не вправе, подать – вправе.

Юридическое лицо считается созданным лишь со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФп. 3 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Следовательно, до совершения регистрационной записи юридическое лицо не может считаться существующим, органы управления вновь создаваемого юридического лица не могут выступать от его имени, в том числе подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица при создании.

Генеральный директор может являться заявителем во всех случаях государственной регистрации юридического лица (в т. ч. при внесении изменений в учредительные документы, реорганизации и в других случаях) за исключением государственной регистрации юридического лица при создании. На это указывает Верховный суд РФ в решении от 9 августа 2005 г. № ГКПИ05-824 (далее – решение № ГКПИ05-824), оставленном без измененияопределением Верховного суда РФ от 27 сентября 2005 г. № КАС05-451.

Таким образом, генеральный директор вправе только подать заявление о государственной регистрации ООО.

Пример из практики: суд признал правомерным отказ в регистрации, поскольку директор не может являться заявителем при первичной регистрации ООО

Суд указал, что до момента регистрации общество не является созданным, а следовательно, не может иметь органы управления. Ссылаясь на решение № ГКПИ05-824, суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации ООО (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2010 г. № 18АП-3800/2010 по делу № А76-146/2010).

Вправе ли один из учредителей подписать заявление и подать комплект документов на регистрацию

Подписать заявление должны все учредители, а подать комплект документов может один из них.

Когда учредителей несколько, каждый из них подписывает отдельный лист Н в заявлении (п. 2.20 Требований к оформлению заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, утвержденных приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@)*.

В противном случае налоговая инспекция откажет в регистрации (определение Верховного суда РФ от 11 марта 2014 г. № АПЛ14-52решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2015 г. по делу № А60-43610/2014).

Нужно ли удостоверять подпись у нотариуса – это зависит от того, будет ли учредитель присутствовать при подаче документов на регистрацию.

Учредителям, которые смогут присутствовать при подаче документов, не нужно удостоверять подпись на заявлении (абз. 3 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Подписать заявление можно будет в присутствии сотрудника регистрирующего органа, принимающего документы.

Учредителям, которые не смогут присутствовать при подаче документов, нужно заверить подпись на заявлении у нотариуса (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрацииабз. 7 п. 1 письма ФНС России от 14 мая 2014 г. № СА-4-14/9238).

Подать документы на регистрацию могут как все учредители вместе, так и некоторые или один из них. Учредитель, который не может присутствовать при подаче документов, должен выдать нотариальную доверенность на своего представителя. Например, на одного или нескольких учредителей, которые будут подавать документы лично (п. 2 письма ФНС России от 14 мая 2014 г. № СА-4-14/9238).

В доверенности можно прописать полномочия как на подачу, так и на получение документов. При этом стоит сделать две нотариальные копии доверенности, представитель отдаст их сотруднику регистрирующего органа при подаче и получении документов.

Как подать документы на регистрацию

Подать в регистрирующий орган заявление, подписанное заявителем, вправе как сам заявитель, так и его представитель, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности (абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации)*.

Кроме того, заявление можно направить по почте с объявленной ценностью и описью вложения (или передать с курьером), направить в электронной форме (например, через портал госуслуг) или подать через многофункциональный центр (п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 37 Административного регламента).

Когда регистрирующий орган получит документы, он выдаст расписку заявителю или его представителю, действующему на основании нотариальной доверенности. Если подать документы в многофункциональный центр, расписку выдаст центр (п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Если документы поданы в электронной форме, расписку представят также в электронной форме (абз. 3 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Внимание! В некоторых инспекциях присутствие заявителя или представителя, действующего по нотариальной доверенности, необходимо также для того, чтобы занять очередь на представление документов.

Особый порядок приема документов от заявителей может быть установлен внутренним документом налоговой инспекции. Такие правила не всегда основаны на законе, однако признавать их незаконными и не подлежащими применению нужно в судебном порядке, а это займет несколько месяцев.

Совет

При непосредственном представлении документов на регистрацию рекомендуем попросить сотрудника инспекции, принимающего их, при вас просмотреть документы на наличие недостатков, также у него можно уточнить те моменты, в которых вы сомневаетесь (если такие имеются). Если сотрудник не откажет, то явные недостатки (при их наличии) могут быть выявлены сразу и будет возможность исправить их, не дожидаясь отказа. Напомним, что такое «экспресс-консультирование» не является обязанностью сотрудников налоговой инспекции.

Документы на регистрацию также можно направить по почте (с объявленной ценностью и описью вложения) или в электронной форме (п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

В таких случаях налоговая инспекция в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет заявителю по почте или в электронной форме расписку в получении документов. Срок для исполнения регистрационных действий будет исчисляться со дня, следующего за днем поступления документов в налоговую инспекцию.

Такие правила установлены статьей 9 Закона о государственной регистрации.

Как получить документы после государственной регистрации

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании нотариальной доверенности. Если документы были поданы через многофункциональный центр, то документы выдаст центр (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации).

Если документы поданы в электронной форме, документы, подтверждающие регистрацию (или отказ), представят также в электронной форме. Документы в письменном виде можно получить в регистрирующем органе по запросу (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации).

При успешном прохождении процедуры госрегистрации сотрудник инспекции выдает следующие документы:

Совет

При получении документов необходимо сразу же внимательно проверить данные во всех полученных документах.

Нередко налоговые органы допускают ошибки, которые могут стать серьезной проблемой при взаимодействии ООО с фондами обязательного страхования, банками и контрагентами. Исправление таких ошибок в случае их несвоевременного обнаружения может занять несколько месяцев.

В случае отказа в государственной регистрации сотрудник инспекции выдает соответствующее решение об отказе, в котором указано, что стало основанием для его принятия.

Совет

Нередко налоговые органы в качестве основания для отказа в решении указывают не то, что действительно стало причиной отказа, а формулировку, соответствующую требованиям Закона о государственной регистрации. Поэтому имеет смысл попросить пояснений у сотрудника, выдавшего решение, или у того, кто уполномочен на комментирование отказов. Устные пояснения причин отказа не помогут оспорить решение налоговой инспекции, но могут помочь избежать отказа при повторном обращении с заявлением о регистрации.

Документ, подтверждающий оплату госпошлины, не возвращается. Пошлина считается уплаченной за госрегистрацию, даже если вынесено решение об отказе. По закону отказ не является основанием для возврата суммы пошлины (п. 4 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ,постановление ФАС Московского округа от 7 апреля 2011 г. по делу № А40-21625/2010).

Не возвращаются и иные документы, поданные на регистрацию. Они остаются у налоговых органов, в регистрационном деле. Таким образом, для повторного представления документов на госрегистрацию придется собрать новый пакет документов, исправив допущенные ошибки. Особенно это нужно помнить тем, кто регистрирует компанию, среди учредителей которой есть иностранные юридические лица.».

30.09.2015

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.