Признание договора недействительным

47

Вопрос

Мэрия города поручила двум муниципальным пассажирским перевозчикам провести обследование пассажиропотоков по городу на всем транспорте. Эти два перевозчика заключили с проектным институтом из Санкт-Петербурга договор на проведение таких работ + проект оптимизации сети маршрутного транспорта. Два заказчика внесли аванс из собственных средств. Проектный институт выполнил работу и передал результат заказчикам. Заказчики оплачивать результат не стали и проектный институт обратился с соответствующим иском в суд. Внезапно оказалось, что местное УФАС привлекло Мэрию города к административной ответственности за нарушение 94-ФЗ: по логике УФАС вина Мэрии города выразилась в бездействии при заключении этого договора между двумя муниципальными перевозчиками и проектным институтом. Т.е. Мэрия города должна была заключать договор на такое обследование (1) сама и (2) через процедуру согласно 94-ФЗ. Теперь УФАС вышло с иском о признании недействительным договора между перевозчиками и проектным институтом. Резюме: Перевозчики выбирали подрядчика и условия договора самостоятельно - без участия Мэрии города, перевозчики заплатили аванс из собственных денежных средств - без использования бюджетных средств, результат работы получили перевозчики - у Мэрии нет законных оснований претендовать на результат работ по договору.

Вопрос 1. Действительно ли в бездействии Мэрии города есть состав правонарушения?

Вопрос 2. Есть ли законные основания для признания договора недействительным в описанной ситуации?

Ответ

Договор может быть признан недействительным по основаниям, предусмотренным законом. Из вопроса не следует, что есть какое-либо специальное основание, а значит речь идет о признании договора недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, то есть из-за нарушения обязательных требований закона. УФАС РФ, видимо, полагает, что в рассматриваемом случае речь идет об обходе закона, что запрещено ст. 10 ГК РФ и является основанием для признания договора недействительным (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. №25). Обход закона выразился в том, что администрация поручила провести закупки лицам, которые не обязаны руководствоваться законодательством о госзакупках. Однако не учтено следующее.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ регулировал только случаи, когда заказчик, то есть администрация, осуществляет закупку за счет бюджетных и внебюджетных средств (ст. 1 Федерального закона). Но именно случаи, когда администрация проводила закупку, а не третьи лица. Если администрация закупку не проводила вовсе, то она не могла нарушить Федеральный закон №94-ФЗ, так же как не могла его нарушить, не получив в итоге ни товар, ни работу, ни услугу. Поэтому, полагаем, что позиция УФАС РФ недостаточно обоснована.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов*.

2. Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные:

1) с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;

2) с привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

28.09.2015

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.