Работа иностранных рабочих по договору субподряда

266

Вопрос

ООО 1 - генподрядчик заключило с ООО 2 - субподрядчик договор субподряда на выполнение строительных работ. Сотрудники ООО 2 выполняющие работы - иностранные граждане (узбеки, корейцы), которые имеют патент или разрешение на работу. Генподрядчик находится в соседнем районе области и рабочие ООО 2 приезжают к ООО 1 в командировку на время выполнения строительных работ. Какие документы генподрядчик ООО 1 должен предоставить в районную миграционную службу в связи с работой на его объекте иностранных рабочих по договору субподряда?

Ответ

В данном случае речь не может идти об уведомлении, т.к. по общему правилу, установленному п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Исключения из этого правила перечислены в Приказе Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н.

Судебная практика исходит из того, что привлекают лицо, допустившее работника без соответствующего разрешения. Если доказано то, что это сделал подрядчик, то ответственность лежит на нем. Если связь между работником и подрядчиком не установлена, то привлекают Заказчика, т.к. фактически работы выполняются на его объекте.

Соответственно, без получения разрешений на работу в общем порядке допускать к объекту иностранных граждан не рекомендуется.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

«Ограничения на использование труда иностранцев

К каким работам нельзя привлекать иностранцев

Иностранных граждан нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, занимать должность главного бухгалтера или другого сотрудника, который отвечает за ведение бухучета в организации, могут только временно или постоянно проживающие в России иностранцы.Временно пребывающих в России иностранцев на такие должности принимать нельзя. Также иностранцам независимо от их статуса запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.

Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих иностранных граждан, организации нужно учитывать ограничение в отношении места работы этих иностранцев. Так, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). А временно пребывающие иностранные граждане имеют право работать только в том регионе, где им было выдано разрешение на работу или патент, и только по той профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая указана в разрешении на работу или патенте (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).*

Однако есть случаи, при которых иностранцам разрешено работать вне региона. Так, для временно проживающего иностранца это возможно при одновременном соблюдении двух условий:

  • профессия или должность иностранца включена в список, утвержденныйприказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней если работа осуществляется в пути (или носит разъездной характер) и это прописано в трудовом договоре. И 40 календарных дней, если иностранец находится в служебной командировке.

Для временно пребывающих визовых иностранцев для работы вне региона также необходимо одновременное выполнение двух условий:

  • профессия или должность сотрудника-иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.

Безвизовые иностранцы, временно пребывающие в РФ, для работы на территории другого региона могут оформить отдельный патент.

В отношении высококвалифицированных иностранных специалистов установленыособые условия, соблюдение которых также позволяет указанным специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13, пункта 16 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Свои особенности имеет работа иностранцев, которых направляют в расположенные в России представительства, филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств – членов Всемирной торговой организации.

Так, общая численность иностранцев, которые работают в представительстве или филиале, не может превышать пяти человек, а в банковской сфере – двух человек в пределах общей численности сотрудников представительства или филиала.

Об этом сказано в статье 13.5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

В некоторых видах деятельности организация может использовать ограниченное число сотрудников-иностранцев (п. 5 ст. 18.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). На 2015 год такие ограничения определены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2014 г. № 1420. Так, например, организации, торгующие в розницу фармацевтическими товарами, вообще не вправе использовать труд сотрудников-иностранцев.

Следует учесть, что ограничение распространяется на привлечение организацией иностранцев к работе в отсутствие предусмотренной квоты, а не на осуществление иностранными гражданами трудовых обязанностей. Это значит, что при установлении факта превышения определенной доли иностранца недостаточно отстранить от работы. Его необходимо уволить в связи с приведением численности сотрудников-иностранцев в соответствие ограничениям, установленным Правительством РФ (п. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ). В противном случае организацию могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.17 КоАП РФ). Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 июня 2013 г. по делу № А40-144845/12-149-1371,Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2013 г. № 09АП-9699/2013-АК по делу № А40-144845/2012).

Полный перечень ограничений по видам деятельности, действующих на текущий момент, см. в таблице».

2. Постановление 11 ААС от 29.01.2014 № А55-14132/2013

«В соответствии с п. 4.1 указанного договора заявитель назначает на строительной площадке своих представителей, которые осуществляют технический надзор и контроль за выполнением работ, соблюдение требований техники безопасности, а также производит проверку соответствия используемых третьим лицом материалов и оборудования условиям договора и проектной документации.

Уполномоченные заказчиком представители имеют право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в любое время производства в течение всего периода их выполнения, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношений которых установлена его вина.

Между тем, наличие такого договора само по себе не может свидетельствовать о привлечении иностранного гражданина к выполнению работ подрядчиком, в то время как его привлечение к трудовой деятельности на объекте по указанному адресу ООО «АвтоВАЗстрой» подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, являясь собственником объектов, на которых производились отделочные работы и заказчиком производства работ, при заключении договоров с подрядными организациями должно было предусмотреть в них все необходимые условия, в том числе, запрет на привлечение и использование труда иностранных граждан, не имеющих соответствующих разрешений на работу на территории Российской Федерации; предвидеть наступление неблагоприятных последствий и обеспечить данными субъектами хозяйственной деятельности соблюдение миграционного законодательства. Общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм миграционного законодательства, тогда как такая возможность у него имелась».

25.09.2015

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.