Безвозмездный договор аренды

47

Вопрос

В организации есть автомобили, которыми управляют работники организации в служебных целях. ГСМ, расходы на ремонт, текущее обслуживание и приобретение полиса ОСАГО производится организацией. Каким образом оформить документы, подтверждающие учет ГСМ и право на управление этими автомобилями. Можно ли обойтись доверенностью организации на право управления автомобилем? Обязательно ли наличие путевого листа в случаях управления автомобилем в служебных целях и в личных целях. Обязательно ли наличие заключенного договора аренды автомобиля в случае управления автомобилем в личных целях? Возможно ли заключение безвозмездного договора аренды автомобиля?

Ответ

Заправка бензина в топливный бак на основании чека терминала АЗС подтверждает только факт его приобретения, но не доказывает его целевое использование. Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист, который предназначен для учета и контроля работы ТС и водителя.

Таким образом, если предприятие списывает расходы на приобретение топлива в налоговом учете (ч.1 ст.252 НК РФ), при использовании ТС, принадлежащих организации, необходимо выписывать путевые листы.

С работником можно заключить договор безвозмездного пользования в части использования служебного автомобиля в личных целях (ст.689 ГК РФ). Однако, в этом случае,
использование физическим лицом – сотрудником организации служебного автомобиля в личных целях будет приводить к возникновению у физ. лица экономической выгоды (ст.41 НК РФ), т.е. дохода, который облагается НДФЛ. Кроме того, согласно ст.39 НК РФ реализацией услуг признается возмездное оказание услуг (в том числе обмен услугами) одним лицом другому лицу. Оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией услуг, которая является объектом налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В случае управления сотрудником ТС в личных целях на основании доверенности заключение договора аренды не является обязательным. Заключение подобного договора может свидетельствовать о передаче ТС во временное владение и пользование сотрудника. Так, например, данное обстоятельство может служить доказательством отсутствия вины предприятия при совершении административных правонарушений с участием данного ТС (ч.2 ст.2.6.1 КоАП РФ).

Для управления ТС, принадлежащим организации, если не осуществляется перевозка грузов, пассажиров и багажа, достаточно наличия доверенности на управление ТС, указания лица в полисе ОСАГО.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Письмо Минфина РФ от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161

«Вопрос: В связи с утверждением Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 новых правил оформления путевых листов вправе ли организация использовать для списания на затраты организации, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на ГСМ для служебного автотранспорта по путевым листам, самостоятельно разработанным организацией?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу документального подтверждения расходов и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

По нашему мнению, путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные вышеуказанным Приказом, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов».*

2. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

«Статья 6. Путевые листы

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство».*

3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»

«2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;».

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

2.Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица* либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц».

5. Апелляционное определение Московского областного суда от 26.06.2013 № 33-13683/2013

«Вред здоровью истца был причинен вследствие взаимодействия автомобиля Тойота Королла, принадлежащего ЗАО «УОЛЛ» и переданного по договору аренды ООО «Транслайн», которым управлял Г., состоявший на период ДТП в трудовых отношениях с ООО "Транслайн", и автомобиля ГАЗ, принадлежащего ФБУ УК УФСИН России по Кировской области, где в качестве пассажира находился Б.И., отбывавшей наказание по приговору суда.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответственными за возмещение вреда, причиненного истцу в результате данного происшествия, являются ООО «Транслайн», работник которого управлял автомобилем Тойота Королла, а также ФБУ УК УФСИН России по Кировской области, являющийся собственником автомобиля ГАЗ».

6. Постановление АС ПО от 24.03.2015 № А57-13332/2014

«В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2008 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Из положений пункта 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ следует, что медицинские осмотры проводятся в отношении водителей.

В данном случае из материалов дела не следует, что в штате ООО «Инвар» имеются водители.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в том числе, организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Из материалов дела не следует, что Общество осуществляет деятельность по перевозке автомобильным транспортом.

Административный орган не доказал, что ООО «Инвар», являясь владельцем автотранспортных средств, осуществляет в процессе своей деятельности перевозку грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, а поэтому требования, изложенные в оспариваемом предписании, предъявлены административным органом необоснованно».

18.09.2015

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль