Претензии покупателя о недостатках переданного товара

377

Вопрос

Покупатель заявил Продавцу требование об уменьшении стоимости Товара в виду нарушений Продавца: сразу же была заменена резинка на окне (Товар - окна), несоответствие ширины профиля, установка была сделана без материалов за короткое время, месяц заключали договор, 3 недели ждали изготовление окон, 5 дней установки. Резинка была заменена в связи с заводским браком, в сроки, указанные в договоре. Ширина профиля указана в спецификации - неотъемлемой части договора, установка была сделана естественно с использованием материалов, сумма за монтаж оговорена в договоре, договор заключили одним днем, срок изготовления и установки оговорен в договоре (работы произведены даже раньше срока). Т.е. нарушений со стороны Продавца нет. Как правильно составить ответ на претензию? На какие правовые нормы сослаться? Может ли Продавец предложить Покупателю вернуть Товар (оконные конструкции), а взамен Продавец вернет деньги, уплаченные Покупателем?

Ответ

 Можете использовать данный ответ на претензию в качестве образца (ссылка). Также имеет смысл оспорить размер уменьшенной цены. Если покупатель не представит доказательств, которые бы подтверждали обоснованность заявленного размера, суд откажет в иске (см., например, постановление ФАС СЗО от 11.06.2009 № А56-32506/2008).

Кроме того, в соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом.

Продавец может предложить Покупателю вернуть товар (расторгнуть договор), если для него это выгодно. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Как возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара

«Как бы поставщик ни заботился о качестве поставляемых товаров, избежать претензий покупателей удается не всегда. Однако не стоит торопиться удовлетворять заявленные требования, особенно когда имеются основания для возражений. Ведь на практике встречаются ситуации, когда претензии вообще никакого основания под собой не имеют и никаких недостатков у товара нет.

Как доказать отсутствие недостатков

Ситуация, когда претензии покупателя не имеют под собой оснований, в первую очередь может быть связана с неверными представлениями покупателя о требованиях к качеству ожидаемого товара. В частности, когда покупатель ссылается на несоответствие товара требованиям, которые не были обязательны для сторон договора.

Пример из практики: суд взыскал с покупателя задолженность по договору и отклонил его доводы о недостатках товара, так как соответствие товара ГОСТ и СТП сторонами не предусматривалось и покупатель не доказал надлежащее хранение товара

По договору поставки ООО «О.» (поставщик) поставило ЗАО «Р.» (покупателю) товар, однако покупатель его не оплатил. Поставщик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.

ЗАО «Р.» сослалось на некачественность поставленного товара, так как тот не соответствует ГОСТ 14253-83 и СТП Уз 17-93-11-97.

Суд указал: «Соответствие товара указанным ГОСТ и СТП сторонами в договоре не предусматривалось... Кроме того... товар... был передан им на ответственное хранение... по истечении 47 дней с даты его получения. При этом ответчик не доказал надлежащее хранение товара весь указанный период».

Суд взыскал с покупателя задолженность в полном объеме (постановление ФАС Московского округа от 19 сентября 2007 г. № КГ-А40/9233-07 по делу № А40-6224/06-7-125, см. также постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 мая 2007 г. по делу № А43-18816/2006-10-356 (определением ВАС РФ от 14 сентября 2007 г. № 10049/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Даже если требования к качеству установлены сторонами, то покупатель должен будет представить доказательства, что товар действительно им не соответствует (ст. 65 АПК РФ). Часто встречаются ситуации, когда покупатель представляет в обоснование своей позиции «сомнительные» документы:

Об этом непременно нужно заявить в суде, и есть все шансы, что указанные «доказательства» не выдержат оценки (ст. 71 АПК РФ). В результате наличие недостатков товара доказать будет крайне сложно.

166.1452 (11,17)

Совет

Если покупатель докажет, что товар имеет недостатки, поставщику нужно проверить, имеет ли покупатель право предъявлять ему свои требования. Действующее законодательство лишает покупателя такого права, если:

Как доказать, что поставщик не несет ответственности за недостатки товара

Поставщик будет отвечать за недостатки товара, только если покупатель докажет, что недостатки товара возникли:

  • до его передачи покупателю;
  • либо по причинам, возникшим до этого.

То есть бремя доказывания времени и причин возникновения недостатков опять же лежит на покупателе. Это правило установлено пунктом 1 статьи 476 Гражданского кодекса РФ. При этом поставщику нужно приложить максимум усилий, чтобы опровергнуть представленные покупателем доказательства. В частности, можно прибегнуть к помощи судебной экспертизы.

Сложнее ситуация обстоит, если поставщик предоставил на товар гарантию качества. В таком случае он сам будет обязан доказывать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю по причине:

  • нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения;
  • либо действий третьих лиц;
  • либо непреодолимой силы.

Это установлено пунктом 2 статьи 476 Гражданского кодекса РФ. См., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 марта 2010 г. по делу № А58-769/2009 (определением ВАС РФ от 20 мая 2010 г. № ВАС-6060/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

С учетом сложившейся практики можно дополнить указанный список еще одним пунктом: поставщик освобождается от ответственности, если докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю «по причине случайного повреждения товара». Это связано с тем, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара по общему правилу переходит на покупателя с момента, когда поставщик передаст ему товар (п. 1 ст. 459 ГК РФ). См., например, постановление ФАС Уральского округа от 23 августа 2010 г. № Ф09-6577/10-С3 по делу № А60-52658/2009-С7.

В то же время суд освобождает поставщиков от необходимости доказывать причины и время возникновения недостатков, если:

Какими процедурными нарушениями нужно воспользоваться

В первую очередь нужно проверить, не нарушил ли покупатель порядок приема товара, если такой установлен. Нарушение может выражаться:

Если нарушение имело место, то суд может не принять в качестве доказательств поставки некачественного товара документы, составленные при такой приемке, и признает факт поставки некачественного товара недоказанным.

Также нужно проверить, не нарушил ли покупатель следующие сроки.

1. Срок обнаружения недостатков переданного товара. Если иное не установлено законом или договором, по истечении указанных сроков покупатель будет не вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара (п. 1 ст. 477 ГК РФ). См., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2010 г. № 17АП-12755/2010-АК по делу № А60-28681/2010.

2. Срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара. Если иное не установлено законом, иными правовыми, договором или обычаями, покупатель обязан уведомить поставщика обо всех выявленных недостатках и несоответствиях незамедлительно (в минимальный срок) в письменной форме (п. 1 ст. 483 и абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если покупатель этого не сделает, то поставщик вправе ему отказать в удовлетворении требований, связанных с ненадлежащим качеством товара.

Пример из практики: суд отказал покупателю во взыскании стоимости некачественного товара и убытков, так как тот не представил доказательств незамедлительного письменного уведомления поставщика о выявленных недостатках

ПОВО «В.» (поставщик) и индивидуальный предприниматель М. (покупатель) заключили договор поставки, по которому поставщик 17 августа 2009 года поставил покупателю товар (яйцо куриное, соответствующее требованиям ГОСТ Р 52121-2003 и ТУ).

Стороны предусмотрели в договоре обязанность покупателя:

  • осуществлять приемку товара по качеству в течение 36 часов (срок обнаружения недостатков переданного товара);
  • вызвать представителя ответчика в течение 24 часов в случае обнаружения несоответствия товара качеству (срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара).

Покупатель направил поставщику претензию 21 августа 2009 года. При этом покупатель пояснил, что ненадлежащее качество товара обнаружил в момент вскрытия автотранспорта, о чем составил акт от 19 августа 2009 года.

Позднее М. обратился в арбитражный суд с иском о взыскании стоимости некачественного товара и убытков.

Суд сослался на пункт 2 статьи 513 Гражданского кодекса РФ и указал: «...получив товар и установив его несоответствие качеству, Предприниматель обязан незамедлительно, то есть 19.08.2009, в письменном виде уведомить поставщика о выявленном несоответствии. Таких доказательств истец не представил. Суд апелляционной инстанции протолковал претензию от 21.08.2009 и посчитал, что несоответствие товара санитарно-эпидемиологическим нормам выявлено в ходе реализации товара третьему лицу, что исключает предъявление претензии поставщику. В силу пункта 4.1.5 договора предъявление претензии возможно в течение трех дней после даты отгрузки, но до момента передачи товара третьим лицам».

Суд отказал в удовлетворении исковых требований (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 октября 2010 г. по делу № А11-12811/2009 (определением ВАС РФ от 18 февраля 2011 г. № ВАС-1218/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Однако нужно иметь в виду, что «срок для уведомления» может не входить в «срок обнаружения». То есть покупатель имеет полное право уведомить поставщика о недостатках за пределами срока для их обнаружения. Главное, чтобы они были обнаружены в его пределах.

3. Срок исковой давности. В данном случае действует общий срок три года (ст. 196 ГК РФ), который начинается со дня, когда покупатель узнал или должен был узнать о недостатках товара. Если покупатель его пропустит, то поставщику нужно заявить о его применении, и суд откажет в удовлетворении иска (см., например, определение ВАС РФ от 10 января 2007 г. № 15885/06, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2011 г. по делу № А43-9261/2010).

Как возразить на требования покупателя

Если доказать отсутствие недостатков и опровергнуть доводы покупателя не получается, то стоит обратить внимание на сами требования покупателя. В зависимости от того, чего именно требует покупатель, поставщику имеет смысл проверить разные обстоятельства.

1. Уменьшение покупной цены. В данном случае имеет смысл оспорить размер уменьшенной цены. Если покупатель не представит доказательств, которые бы подтверждали обоснованность заявленного размера, суд откажет в иске (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 июня 2009 г. по делу № А56-32506/2008(определением ВАС РФ от 29 сентября 2009 г. № ВАС-12311/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).*

2. Замена товаров ненадлежащего качества. В первую очередь нужно проверить, имеет ли покупатель право заявлять такое требование, так как для этого нужно, чтобы:

По условиям договора покупатель вообще может быть лишен права требовать замены товара, так как приведенные выше нормы являются диспозитивными (т. е. при заключении договора в нем можно установить другие правила на этот счет).

Еще одно важное условие – поставщик должен обладать возможностью заменить товар ненадлежащего качества. Если таковой нет (например, нет в наличии необходимого товара), то суд откажет в удовлетворении иска (см., например, постановление ФАС Московского округа от 8 ноября 2006 г. № КГ-А40/10243-06 по делу № А40-7990/06-65-82,определением ВАС РФ от 8 февраля 2007 г. № 567/07 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.