Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей

278

Вопрос

Должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых и послерейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации, в уставе такой вид деятельности не предусмотрен. Если такая необходимость есть, что нужно сделать для получения лицензии?

Ответ

Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, работающих в организации по трудовому договору, силами штатного медицинского работника организации при условии, что ни организация, ни медицинский работник не имеют лицензии на ведение медицинской деятельности является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.20 КоАП РФ.

Указанное лицензирование осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Кадры».

  1. Статья. Решение рабочих ситуаций

«Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр в отношении водителя руководителя

– В организации имеется один автомобиль, используемый для перевозок руководителя, некоторых других работников и корреспонденции. Обязан ли работодатель проводить медицинский осмотр единственного водителя?

– Проводить предрейсовый медицинский осмотр необходимо в отношении любого водителя организации.*

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Ссылка на эту же норму закреплена в абз. 9 введения к Методическим рекомендациям «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденными Министерством здравоохранения совместно с Министерством транспорта (письмо Минздрава 21.08.2003 № 2510/9468-03-32).

Какие именно виды деятельности можно отнести к деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, законодатель не раскрыл, однако в абз. 4 разд. 1 Методических рекомендаций разъяснено, что организовывать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей необходимо в каждой организации, имеющей автотранспорт. В соответствии с Перечнем, утвержденнымприказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) относятся также и управлениюеназемными транспортными средствами. Кроме того, п. 7 разд. 2 «Порядок заполнения путевых листов» (приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152) предусматривает, что в путевом листе (без оформления которого запрещается осуществление перевозок легковыми автомобилями) должны, в том числе, содержаться отметки о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя.

Учитывая отсутствие иных официальных разъяснений по рассматриваемому вопросу, отсутствие исключений из вышеупомянутых норм, можно сделать вывод, что указанные положения распространяются не только на специализированные организацияи, чья деятельность, прежде всего, подразумевает эксплуатацию большого количества автотранспорта, но также на все организации, эксплуатирующие хотя бы один автомобиль. Отметим, что проводить подобные медосмотры могут медицинские организации, имеющие лицензию, которая дает право на выполнение работ (услуг) по указанным осмотрам, а также на экспертизу профессиональной пригодности (п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров, утв.приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011). Таким образом, чтобы исполнить предусмотренную законодательную обязанность, у организации есть альтернатива – получить лицензию, организовать медицинский кабинет и содержать в штате медицинских работников или же заключить гражданско-правовой договор с медицинским учреждением, имеющим право оказывать соответствующие услуги».*

2. Рекомендация. Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

«Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые – только если водители возят пассажиров, например сотрудников организации, или опасные грузы.

Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Обязательные предрейсовые медосмотры организация должна проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя, кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденные Минздравом и Минтрансом России, не делают никаких исключений для организаций, которые не оказывают услуг по перевозке пассажиров и грузов (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32).

В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.