Нарушение законодательства о рекламе

22

Вопрос

Добрый день! Пп.1 п.2 ст. 28 закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских услуг "не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора". Не противоречит ли данному положению закона указание Банком в рекламных материалах по вкладам физических лиц указание на доходность в размере до 13% годовых, если в примечании указано, что данный размер дохода является эффективной ставкой (образуется в течение действия договора за счет капитализации процентов). При этом ставка по вкладу в самом договоре банковского вклада и утвержденных условиях вклада отличается от эффективной ставки и указывается в меньшем размере?

Ответ

 Полагаем, что не противоречит.

Хотя практика по данным положения крайне малочисленна из-за общего естественного низкого уровня участников данных отношений, но, тем не менее, выявленная говорит о том, привлечение по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ происходит только если происходит какое-либо умолчание фактов. То есть, если указанная доходность в 13% будет получена без каких-то дополнительных действий со стороны потребителя, то указанная реклама не образует состава административного правонарушения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Постановление 18 ААС от 09.07.2012 № А07-4227/2012

«Также, в рассматриваемой рекламе приведена информация о доходности рекламируемой ценной бумаги: «Доходность по данному виду вложения намного выше инфляции - до 26%** годовых, что позволяет не только сохранить свои деньги, но и получить неплохие проценты», и содержится сноска следующего содержания: «доходность векселя на сумму 1 млн. рублей сроком на 2 года».

Между тем, как следует из материалов дела, приобретение указанного в рекламе векселя на условиях до 14% и менее чем за 30000 руб. невозможно, в связи с тем, что согласно Приказу №18 от 01.11.2010г.«Об утверждении процентных ставок по векселям» ставки утверждены от 14% до 26% и номинал вкладываемых средств составляет от 30000 руб. до 1000000 руб. Указанная информация является существенной для определения доходности рекламируемой ценной бумаги, влияющей на сумму доходов и расходов, которые получают воспользовавшиеся услугами лица. Однако эта информация до сведения потребителей не доведена. То есть в рекламе заявителя фактически содержится лишь неполная наиболее привлекательная для потребителя информация о рекламируемом продукте.*

Как отражено в протоколе заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при УФАС по РБ от 30.11.2011 №16, в рассматриваемой рекламе присутствует манипуляция общественным сознанием, при которой создается информационное поле, воздействующее на потребителя рекламного продукта. В рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях приобретения или использования.

Анализ рассматриваемой публикации позволил административному органу прийти к обоснованному выводу о том, что отсутствие указанной информации о рекламируемом продукте и особенностях его реализации в совокупности с иными отраженными в публикациях сведениями представляет собой манипуляцию общественного сознания, при которой создается информационное поле, воздействующее на потребителя рекламного продукта, искажающее смысл публикаций и вводящее в заблуждение потребителей рекламы.

Перечисленные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении и материалами дела о нарушении законодательства о рекламе (включая текст публикации).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии требованиям ч.7 ст.5, ч.2 ст.28 Закона №38-ФЗ размещенной обществом рекламы, то есть о ее ненадлежащем характере.

Таким образом, материалами дела доказан факт распространения обществом ненадлежащей рекламы, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ. Изложенные в апелляционной жалобе возражения общества в этой части подлежат отклонению».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль