Порядок создания и регистрации Фонда

49

Вопрос

Каков порядок создания и регистрации Фонда (с участием РПЦ, комм. организаций и физ. лиц, основная цель - восстановление церкви и создание монастыря, Ленинградская область), обязательные требования к уставу, учредительному договору, решению о создании, в каком регистрирующем органе подлежит регистрации, сроки регистрации, основания для отказа, размер госпошлины, ОКВЭД и т.д.

Ответ

 Обязательными сведениями устава фонда являются сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Фонд регистрируется в территориальном отделе Минюста России. Документы на регистрацию должны быть поданы в течение 3 месяцев со дня принятия решения о создании фонда. Минюст России регистрирует фонд в течение 17 рабочих дней со дня подачи полного комплекта документов. Основания для отказа в регистрации ассоциации (союза) установлены в пункте 50 Административного регламента предоставления Минюстом РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации НКО (утвержден Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455). Государственная пошлина составляет 4 000 руб. Код ОКВЭД 94.91 соответствует указанной деятельности.

Фонд может быть создан гражданами и/ или юридическими лицами (статья 123.17 ГК РФ). Фонд является унитарной некоммерческой организацией. Цели создания фонда могут быть не связаны с его учредителями и не направлены на удовлетворение их потребностей.

Фонд создается на основании решения ее учредителей (статья 50.1 ГК РФ).

Название фонда должно включать слово «фонд» (пункт 2 статьи 123.17 ГК РФ).

Учредительным документом фонда является устав (пункт 1 статьи 52 ГК РФ).

Обязательные положения устава фонда установлены пунктом 2 статьи 123.17 ГК РФ.

Принятие решения о государственной регистрации фонда осуществляется территориальным отделом Минюста России в соответствии с пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, пунктом 1 Положения о Министерстве юстиции РФ (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313) и пунктом 1 Административного регламента.

Размер государственной пошлины за регистрацию юридического лица установлен подп.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Перечень документов, которые необходимо подать для государственной регистрации фонда, указаны в пункте 5 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Данные документы должны быть поданы на регистрацию не позднее 3 месяцев со дня принятия учредителями решения о создании ассоциации (пункт 4 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Срок рассмотрения документов о регистрации фонда установлен пунктами 22, 77 Административного регламента.

О том, кто может подать документы на регистрацию, читайте в рекомендации Кто должен подавать и получать документы при регистрации ООО (по аналогии с регистрацией ООО).

В соответствии с Приказом Минюста России от 07.05.2013 № 68 при регистрационных действиях некоммерческой организации (НКО) используются заявления и формы, которые утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Какие нововведения появились в отношении отдельных видов некоммерческих организаций с 1 сентября 2014 года.

«Фонд

Под фондом теперь понимается унитарная некоммерческая организация, которая не имеет членства, учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследует следующие цели*:

  • благотворительные;
  • культурные;
  • образовательные;
  • иные социальные, общественно полезные цели.

Такое определение установлено в пункте 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса РФ.

Нововведения, касающиеся фондов, сводятся к следующему*.

Во-первых, предусмотрели перечень сведений, которые должен содержать устав фонда:

  • наименование, включающее слово «фонд»;
  • место нахождения фонда;
  • предмет и цели деятельности фонда;
  • данные об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда;
  • порядок назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей;
  • судьба имущества фонда в случае его ликвидации.

Такие требования предусмотрены в пункте 2 статьи 123.17 Гражданского кодекса РФ.

Во-вторых, Гражданский кодекс РФ прямо указал на то, что реорганизация фонда не допускается (п. 3 ст. 123.17 ГК РФ). Исключение составляет негосударственный пенсионный фонд, правовое положение которого определяется не только Гражданским кодексом РФ, но и Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В-третьих, установили правила в отношении имущества фонда (ст. 123.18 ГК РФ):

  • имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда;
  • учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;
  • фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе;
  • ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

В-четвертых, предусмотрели особенности управления в фонде.

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа относятся следующие действия (п. 1 ст. 123.19 ГК РФ):

  • определять приоритетные направления деятельности фонда, принципы образования и использования его имущества;
  • образовывать другие органы фонда и досрочно прекращать их полномочия;
  • утверждать годовые отчеты и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность фонда;
  • принимать решения о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;
  • принимать решения о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;
  • изменять устав фонда, если эта возможность предусмотрена в уставе;
  • одобрять совершаемые фондом сделки в случаях, установленных законом;
  • принимать решения по иным вопросам, если это предусматривает закон или устав фонда.

Кроме того, Гражданский кодекс РФ определил компетенцию попечительского совета фонда (п. 4 ст. 123.19 ГК РФ). Попечительский совет должен осуществлять надзор:

  • за деятельностью фонда;
  • за принятием другими его органами решений и обеспечением их исполнения;
  • за использованием средств фонда;
  • за соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда должен вести свою деятельность на общественных началах.

Также предусмотрели и некоторые другие особенности управления в фонде:

  • высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление);
  • к компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, которые не входят в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда (п. 2 ст. 123.19 ГК РФ);
  • лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, возместить убытки, причиненные ими фонду (п. 2 ст. 123.19 ГК РФ).

В-пятых, закрепили правила об изменении устава фонда (п. 1 ст. 123.20 ГК РФ):

  • устав вправе изменить высший коллегиальный орган фонда при условии, что в уставе не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя;
  • устав можно изменить решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда. Это возможно в случае, если сохранение устава в неизменном виде повлечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель самостоятельно не изменят устав.

В-шестых, Гражданский кодекс РФ установил правила о ликвидации фонда.

Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в каждом из следующих случаев (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ):

  • имущества фонда оказалось недостаточно для осуществления его целей и при этом вероятность получить необходимое имущество нереальна;
  • нельзя достигнуть целей фонда и изменить их;
  • фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
  • в других случаях, предусмотренных законом.

При ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, необходимо направить на цели, указанные в уставе фонда. Однако это не требуется делать, если закон предусматривает возврат оставшегося имущества учредителям фонда (п. 3 ст. 123.20 ГК РФ)..».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.