Договор поставки. Срок обнаружения и срок уведомления

123

Вопрос

ООО А и ООО Б заключили договор поставки продукции. Пунктом 4.2.1. предусмотрено: "В случае выявления несоответствия продукции по качеству сопроводительной документации Покупатель обязан в 3-х дневный срок сообщить поставщику о выявленном несоответствии товара".

Вопрос в следующем: как правильнее читать данную формулировку? Покупатель должен сообщить в 3-х дневный срок с момента обнаружения несоответствия или же с момента получения продукции?

Ответ

Трактуя данную формулировку можно прийти к выводу, что Покупатель должен сообщить в 3х дневный срок с момента обнаружения.

Стороны по своему усмотрению могут закрепить в договоре любой срок обнаружения недостатков товара (п. 1 ст. 477 ГК РФ).

Дело в том, что «срок для уведомления» может не входить в «срок обнаружения». То есть покупатель имеет полное право уведомить поставщика о недостатках за пределами срока для их обнаружения. Главное, чтобы они были обнаружены в его пределах и срок их обнаружения был надлежащим образом зафиксирован (чтобы иметь доказательства на случай возникновения спора).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Срок годности, срок службы и иные сроки, относящиеся к качеству товара: формулировка условий договора, возможные риски для покупателя

«В договоре поставки стороны вправе (а иногда обязаны) определить несколько сроков, которые конкретизируют качество товара. К ним относятся:

  • гарантийный срок, в котором выражается гарантия качества товара. В ее установлении в первую очередь заинтересованы покупатели. Поставщики часто соглашаются на предоставление гарантии качества (подробнее см.Какие условия о гарантии качества товара покупателю необходимо включить в договор поставки);
  • срок годности. Стороны не могут сами договориться о том, что они установят или не установят этот срок. Если закон предъявляет такое требование к поставщику, тот обязан это сделать (ст. 472 ГК РФ). Отсутствие указания на срок годности в договоре поставки (в иных документах или на упаковке товара) может дорого обойтись поставщику, а если покупатель занимается перепродажей товара, то и ему;
  • срок службы товара. Его необходимо отличать от срока годности. Срок службы представляет собой период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Внимание! Условия о гарантийном сроке, сроке годности или сроке службы товара могут существенно ограничивать право покупателя на предъявление поставщику претензий в связи с недостатками товара.

Так, по общему правилу покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, на который установлен гарантийный срок или срок годности, если обнаружит их в течение указанных сроков.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то по общему правилу требования можно предъявить при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю (ст. 477 ГК РФ).*

То есть если установленный гарантийный срок или срок годности будет меньше двух лет, а покупатель выявит недостатки за его пределами, то будет очень затруднительно предъявить претензии поставщику. При этом не удастся сослаться на то, что два года со дня получения товара еще не истекли (об исключениях из этого правила в отношении гарантийного срока см. Условие о гарантийном сроке).

Кроме того, товары (пищевые продукты, материалы и изделия), в отношении которых установление срока годности является обязательным, но он не установлен, не могут находиться в обороте. Они признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; далее – Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов).

Если на товар будет установлен срок службы, то покупатель вправе предъявить требования, связанные с причинением вреда из-за недостатков товара, только если вред будет причинен в пределах срока службы товара.* Если вред будет причинен по истечении срока службы товара, то поставщик вправе не удовлетворять соответствующие требования.

Если в договоре не будет указан срок службы (и в законе нет обязанности по его установлению), то вред, причиненный вследствие недостатков товара, будет подлежать возмещению, если он возникнет в течение 10 лет со дня производства товара (п. 1 ст. 1097 ГК РФ).

Внимание! Если покупатель реализует потребителю товар, на который в нарушение законодательства не установлен срок годности или срок службы товара, то рискует понести ответственность за продажу некачественного товара.

Также право предъявлять претензии поставщику могут существенно ограничить сроки:

Срок годности товара

Под сроком годности понимают период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (п. 1 ст. 472 ГК РФ).

Срок годности не обязательно указывать в договоре поставки. Его можно зафиксировать в иных документах (акте, накладных), на товаре или его упаковке.

Если покупатель приобретает товар только с целью перепродажи потребителям, то срок годности должен быть зафиксирован таким образом, чтобы потребитель получил о нем полную и достоверную информацию. Поэтому в таких случаях срок годности должен быть указан на товаре, его упаковке либо в сопровождающей его документации (например, в инструкции к применению).

В то же время нередки случаи, когда покупатель приобретает товар для дальнейшей переработки большими объемами, которые не предполагают какой-либо упаковки (например, если молоко приобретается цистернами). В таких ситуациях срок годности товара должен быть зафиксирован в тексте договора или сопроводительных документах на товар (акте, накладных).

Условие можно сформулировать двумя способами (ст. 473 ГК РФ):

1) определить период времени, исчисляемый со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию;

Если в договоре поставки невозможно указать конкретную дату изготовления, то ее необходимо будет зафиксировать в акте приема-передачи товара или товарной накладной.

2) определить дату, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Продавец обязан передать товар покупателю с таким расчетом, чтобы товар мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Данное правило установлено в пункте 2 статьи 472 Гражданского кодекса РФ и является диспозитивным.

Если стороны не предусмотрят в договоре иного и у покупателя есть реальная возможность использовать товар по назначению, то он будет не вправе отказаться от оплаты поставленного товара в связи с истечением срока его годности.

Так, ФАС Дальневосточного округа при рассмотрении одного из дел указал: «На момент поставки товара срок действия указанных декларации и сертификата не истек и позволял использовать гербициды по назначению до истечения срока их действия, что согласуется с пунктом 2 статьи 472 ГК РФ» (постановление от 7 октября 2013 г. № Ф03-4306/2013 по делу № А04-8764/2012).

Однако покупателю стоит закрепить в договоре обязанность поставщика передать товар за максимально большой срок до истечения срока годности. Это особенно актуально, если покупатель приобретает товар для перепродажи, ведь он заинтересован получить наиболее длительный период реализации товара конечным потребителям.

Если поставщик не исполнит свою обязанность передать товар за определенный срок до истечения срока годности, то покупатель сможет отказаться от его оплаты и принятия.

Срок службы товара

В отличие от срока годности и гарантийного срока понятие срока службы товара относится к непотребляемым непродовольственным товарам (машины, оборудование, авиационная техника, изделия мебели, лифты и т. д.). Под ним понимают период времени от начала эксплуатации товара до достижения им предельного состояния, при котором его дальнейшая эксплуатация может стать экономически невыгодна или недопустима из соображений безопасности.

В Гражданском кодексе РФ упоминание о сроке службы есть только в статье 1097, которая посвящена срокам возмещения вреда, причиненного в результате недостатков товара, работы или услуги.

Срок службы можно зафиксировать как в договоре поставки, так и в иных документах (акте, накладных), на товаре или его упаковке.

Если покупатель приобретает товар только с целью перепродажи потребителям, то срок службы должен быть указан таким образом, чтобы потребитель получил о нем полную и достоверную информацию. Поэтому в таких случаях срок службы должен быть зафиксирован на товаре, его упаковке либо сопровождающей его документации (например, инструкции к применению).

Срок службы товара может быть установлен в единицах времени, а также в иных единицах измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения) исходя из функционального назначения товара.

Наряду со сроком службы товара также должны быть указаны:

  • необходимые действия, которые должен произвести покупатель по истечении срока службы и
  • возможные последствия при невыполнении указанных действий.

Если поставщик этого не сделает и покупателю будет причинен вред в результате недостатков товара, то поставщик (изготовитель) будет за него отвечать независимо от времени причинения вреда (п. 2 ст. 1097 ГК РФабз. 2 п. 3 ст. 14 Закона о защите прав потребителей).

Обычно по истечении срока службы товар:

  • либо снимают с эксплуатации окончательно (он подлежит списанию);
  • либо направляют на обследование его технического состояния для того, чтобы определить, пригоден ли он к дальнейшей работе.

Сроки обнаружения недостатков товара, уведомления о них и предъявления претензий поставщику

Покупателю необходимо различать:

При этом все из перечисленных сроков, кроме последнего, могут быть установлены (изменены) сторонами в договоре поставки*.

Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ) и начинается со дня, когда покупатель узнал или должен был узнать о недостатках товара. Если покупатель его пропустит, то поставщик может заявить о его применении и суд откажет в удовлетворении иска (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 10 октября 2006 г. по делу № А55-2046/2005-42 (определением ВАС РФ от 10 января 2007 г. № 15885/06 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Первого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2011 г. по делу № А43-9261/2010).

Срок обнаружения недостатков переданного товара

Стороны по своему усмотрению могут закрепить в договоре любой срок обнаружения недостатков товара (п. 1 ст. 477 ГК РФ).*

В таком случае покупатель не сможет ссылаться на иные сроки, закрепленные в статье 477 Гражданского кодекса РФ, а должен будет руководствоваться установленным в договоре сроком обнаружения недостатков. Если покупатель обнаружит недостатки по истечении данного срока, то он будет не вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара (п. 1 ст. 477 ГК РФ).

Стороны в договоре поставки указали, что покупатель обязан осуществить окончательную проверку товара по качеству в течение семи дней с даты поставки. Может ли покупатель предъявить претензию за пределами указанного срока

Для ответа на этот вопрос необходимо установить два факта:

  • когда были обнаружены недостатки;
  • соблюден ли срок для уведомления поставщика об обнаруженных недостатках.

Дело в том, что «срок для уведомления» может не входить в «срок обнаружения».* То есть покупатель имеет полное право уведомить поставщика о недостатках за пределами срока для их обнаружения. Главное, чтобы они были обнаружены в его пределах и срок их обнаружения был надлежащим образом зафиксирован (чтобы иметь доказательства на случай возникновения спора).

Срок для уведомления поставщика об обнаружении недостатков товара

По общему правилу покупатель обязан уведомить поставщика обо всех выявленных скрытых недостатках и несоответствиях в разумный срок (п. 1 ст. 483 ГК РФ).

Стороны могут установить в договоре свой срок уведомления поставщика об обнаруженных недостатках.

Если покупатель нарушит установленные сроки, то поставщик вправе ему отказать в удовлетворении требований, связанных с ненадлежащим качеством товара*.

Сроки предъявления требований во внесудебном порядке

Некоторые суды, ссылаясь на пункт 1 статьи 477 Гражданского кодекса РФ, указывают, что договор поставки может содержать особое условие о сроке предъявления требований, связанных с недостатками товара (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 марта 2006 г. по делу № А56-8292/2005). Причем этот срок нужно отличать от сроков обнаружения недостатков, установленных в статье 477 Гражданского кодекса РФ. Так, ФАС Московского округа при рассмотрении одного из дел указал: «...ст. 477 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает срок для обнаружения недостатков, а не для предъявления требований по ним» (постановление от 11 июня 2010 г. № КА-А40/5637-10 по делу № А40-102057/09-15-287).

Начало течения срока предъявления требований может быть привязано:

1) к событиям, которые не относятся непосредственно к недостаткам товара (момент подписания договора, акта приема-передачи, накладной и т. д.);

2) к моменту обнаружения недостатков.

Второй вариант больше отвечает интересам покупателя – пока не обнаружены недостатки, срок на предъявление претензий течь не начнет. Связка «срок обнаружения недостатков – срок предъявления требований» фактически позволит покупателю предъявлять претензии в течение сроков, закрепленных в статье 477 Гражданского кодекса РФ либодоговоре поставки, увеличенных на договорной срок предъявления претензий.

См. также

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.