Оформление земельного участка под строительство газопровода

586

Вопрос

В ст.39.36 Земельного кодекса в п.3 говорится - Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300"Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" перечисляются виды таких объектов. В пункте 6. перечисляются: Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Вопрос. Что значит слово РАЗМЕЩЕНИЕ? Приравнивается ли слово размещение к слову строительство? Или после осуществления строительства мы освобождаемся от оформления аренды и (или) сервитута на земельный участок под этим объектом? Должны ли мы оформлять земельный участок под строительство газопровода на который в силу его характеристик (низкое давление) не требуется в соответствии с ст.1 Закона Челябинской области от 27.05.10 №589-ЗО - оформления разрешения на строительство?

Ответ

Исходя из анализа положений главы V.6 ЗК РФ, возможно сделать вывод, что под термином «размещение» понимается строительство объекта.

Положения главы V.6 ЗК РФ, а также постановления Правительства РФ от 03.12.2014 г. № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» распространяют свое действие в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельных участков, находящихся в федеральной собственности, с учетом правового режима земель соответствующей категории.

Размещение объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены указанным постановлением Правительства РФ, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ). При этом разрешение на использование земель или земельных участков, предусмотренное пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ, в данном случае не выдается.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, осуществляется бесплатно.

Таким образом, если газопровод низкого давления соответствует характеристикам объекта, которые установлены постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300, разрешение на строительство которого не требуется (в т.ч. и в силу Закона Челябинской области от 27.05.2010 № 589-ЗО), оформлять права на участок для размещения данного газопровода не требуется.

В свою очередь, на основании пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ в Челябинской области принят Приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 30.06.2015 № 178-П «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как изменились положения Земельного кодекса РФ с 1 марта 2015 года;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

1. ИНФОРМАЦИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 24.04.20152.ЗОтветы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

<…>

«

4. Пунктом 3 статьи 39.36 Кодексапредусмотрена возможность размещения ряда объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом оговорено, что виды таких объектов устанавливаются Правительством РоссийскойФедерации.С учетом неопределенности терминологии, применяемой в указанной статье, возникает вопрос об обязательности размещения ряда объектов исключительно без предоставления земельных участков и установления сервитутов и возможности оформления правоустанавливающих документов на такие земельные участки, а также обязательности разработки соответствующего нормативного акта субъектом Российской Федерации.Кроме того, возникают вопросы, касающиеся предельных сроков размещения указанных объектов, правовых оснований для прекращения использования земельного участка (земель) на основании такого разрешения.Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 03.12.2014 № 1300 в развитие норм статьи 39.36 Кодекса утвержденперечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.Согласно утвержденному перечню к таким объектам относятся элементы благоустройства территории. Однако данный термин указанным постановлением не раскрывается.При этом следует отметить, что, например, исходя из терминологии, содержащейся вМетодических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденныхприказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613, под элементами благоустройства территории понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемая в качестве составных частей благоустройства. Однако размещение части таких объектов, например, нестационарных торговых объектов, наружной рекламы уже урегулировано иными нормами Кодекса.В постановлении Правительства РоссийскойФедерации от 03.12.2014 № 1300 указан ряд инженерных коммуникаций, размещение которых не требует разрешения на строительство. Однако действующее законодательство не содержит четких критериев и требований к коммуникациям, размещение которых не требует получения разрешения на строительство. Считаем, что имеющаяся неопределенность в данном вопросе может привести к злоупотреблениям при рассмотрении вопросов оформления документов на землю для целей размещения коммуникаций.Полагаем, что постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300как подзаконный акт, направленный на реализацию положений статьи 39.36 Кодекса, требует доработки.

Размещение объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014года № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (постановление Правительства № 1300), осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута.Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены указанным постановлением Правительства РоссийскойФедерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом разрешение на использование земель или земельных участков, предусмотренное пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, в данном случае не выдается.

По мнению Минэкономразвития России, в связи с принятием Федерального закона от 23июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РоссийскойФедерации" и постановления Правительства № 1300Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613, могут применяться только в части, не противоречащейЗемельному кодексу Российской Федерации и указанному постановлению Правительства Российской Федерации.Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.Таким образом, конкретные мероприятия и объекты благоустройства территории определяются в соответствии с правилами благоустройства территории поселения (городского округа), принятие которых относится к вопросам местного значения муниципальных образований (пункт 19 части 1 статьи 14пункт 25 части 1 статьи 16пункт 10 части 1 статьи 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РоссийскойФедерации".В соответствии с пунктом 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерацииустановка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе".Дополнительно сообщаем, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона№ 642612-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РоссийскойФедерации в части совершенствования государственного кадастрового учета объектов недвижимости", которым предлагается установить исчерпывающий перечень объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство.

5. Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденныепостановлением Правительства РоссийскойФедерации от 27.11.2014 № 1244 (далее -Правила), содержат необоснованно узкий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения и прекращения действия разрешения, не указывают также, должна ли взиматься плата за пользование земельным участком. При этом из текста Правил следует, что предоставление земельного участка является основанием для прекращения действия разрешения. Однако неясно, должно ли учитываться наличие разрешения при принятии решения о предоставлении земельного участка, в связи с чем существуют серьезные риски нарушения прав лиц, получивших разрешения.Неясно также, как будет урегулироваться ситуация, при которой будут поданы два заявления о предоставлении разрешения либо будет подано заявление о выдаче разрешения, либо заявление о предоставлении земельного участка.В пункте 6 Правил указано, что "в случае если указанные в пункте 5 настоящих Правилдокументы не представлены заявителем, то такие документы могут быть запрошены в порядке межведомственного информационного взаимодействия". Однако в подпункте "г" пункта 5 отсутствует указание на конкретные документы, что противоречитФедеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерациилюбое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Правомерность существования исключений из принципа платности землепользования подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РоссийскойФедерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013года № 436-О).Исключением являются в том числе случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченных органов в случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.Таким образом, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РоссийскойФедерации, осуществляется бесплатно.Перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, установленный пунктом 9 Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 1244 (далее - Правила), являются исчерпывающими.Рассмотрение заявлений о выдаче разрешений на использование земель или земельного участка осуществляется в порядке их поступления, при этом конкурсной процедуры рассмотрения таких заявлений законодательством Российской Федерации не предусмотрено.К заявлению о выдаче разрешений прилагаются документы, указанные в пункте 4 Правил. Документы, указанные в пункте 5 Правил, запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия, при этом документы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 5 Правил, запрашиваются при необходимости, исходя из испрашиваемых целей использования земель и земельных участков и требований законодательства Российской Федерации.Одновременно обращаем внимание, что основания для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Случаи, при которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, указаны в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом исходя из вышеуказанных положенийЗемельного кодекса Российской Федерацииранее выданное разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, а также не препятствует проведению аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
6. Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусматриваются случаи использования земель или земельных участков без их предоставления и установления сервитута. При этом в пункте 1названной статьи используется формулировка "может осуществляться". По смыслу данной трактовки следует, что земельные участки для целей, указанных в этой статье, могут быть приобретены и по иным (общим) основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации. Как известно, что с оформленными правами на земельный участок лицо является в большей степени защищенным, нежели без права и без сервитута. В связи с этим, возникает вопрос о том, если, например, заинтересованное лицо обратится в уполномоченный орган за предоставлением в аренду (собственность) земельного участка под размещение временных строений, как в этом случае должен поступить уполномоченный орган, будут ли у него основания отказать в таком предоставлении. В целях, указанных в пункте 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установление сервитута в отношении таких земельных участков не осуществляется.Вместе с тем данные положения Земельного кодекса Российской Федерации не ограничивают право заинтересованного лица обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка для вышеуказанных целей. При этом предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для таких целей может осуществляться по общим правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации.Таким образом, выбор способа и условий приобретения земель или земельных участков (либо права на их использование), необходимых для реализации целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется по усмотрению заинтересованного лица.
7. В связи с разработкой проекта нормативного правового акта в рамках реализации пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РоссийскойФедерации, в соответствии с которым порядок и условия размещения объектов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300, должен быть установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, возникаютвопросы, требующие необходимых разъяснений.Исходя из положений статей 39.33-39.36 Земельного кодекса Российской Федерации(в редакции Федерального закона № 171-ФЗ), установлен новый правовой институт использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, до этого момента не имеющий аналогов в федеральном земельном законодательстве. В связи с отсутствием опыта регулирования указанных отношений при разработке соответствующего нормативного правового акта возникают вопросы, касающиеся возможности взимания платы за использование земельных участков для указанных целей, что обусловлено предусмотренным пп.7 п.1 статьи 1статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерациипринципом платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.Вместе с тем, исходя из содержания п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РоссийскойФедерации, использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в указанных случаях не предусматривает предоставления земельных участков на каком-либо праве из установленных земельным законодательством видов права на землю и, соответственно, оснований для начисления платы за землю в виде земельного налога или арендной платы.В целях единообразного правопримененияположений федерального земельного законодательства и исключения ошибок в региональном правотворчестве, просим разъяснить порядок применения принципа платности земли в случае реализации п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РоссийскойФедерации, то есть при размещении объектов, виды которых установленыпостановлением Правительства РоссийскойФедерации от 3 декабря 2014 года № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков, установления сервитутов и без разрешения на использование указанных земель или земельных участков. В случае если установление порядка и условий взимания платы за землю возможно нормативным правовым актом субъекта РоссийскойФедерации - на основании какого документа - распорядительного акта (решения) уполномоченного органа власти (органа местного самоуправления), гражданского правового договора либо данный вид отношений предполагает бесплатное использование земельных участков?

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерациилюбое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Правомерность существования исключений из принципа платности землепользования подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РоссийскойФедерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013года № 436-О). Исключением являются случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченных органов в случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса РоссийскойФедерации.

Таким образом, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РоссийскойФедерации, осуществляется бесплатно.Разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".Положения указанного постановления Правительства Российской Федерации не распространяются на случаи размещения объектов, виды которых установленыпостановлением Правительства РоссийскойФедерации от 3 декабря 2014 года № 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения объектов, виды которых определены указанным постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.Отмечаем, что вопросы нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной деятельности находятся в компетенции Минфина России.

».

08.10.2015

 

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.