Аренда школьного автобуса

282

Вопрос

Муниципальная школа имеет школьный автобус. Имеет также лицензию на перевозку пассажиров. Местная администрация хочет у школы арендовать данный автобус, но никаких лицензий не имеет. Будет ли нести какую либо ответственность администрация школы, передав в аренду администрации поселка автобус? Если администрация не имеет лицензии на перевозку пассажиров? Какова в данном случае будет ответственность каждого при ДТП?

Ответ

Нет, администрация школы не будет нести ответственность, передав в аренду администрации поселка автобус. Отсутствие лицензии не является основанием для отказа в аренде автобуса. На основании ст. 648 ГК РФ ответственность при ДТП будет нести местная администрация – арендатор автобуса.

При определении субъекта ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью третьих лиц арендованным транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), переданным во владение и пользование по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, необходимо учитывать, что ответственность за вред несет арендодатель, который вправе в порядке регресса возместить за счет арендатора суммы, выплаченные третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст. 632 и ст. 640 ГК РФ). Если же транспортное средство было передано по договору аренды без предоставления услуг по управлению им и его технической эксплуатации, то причиненный вред подлежит возмещению самим арендатором (ст. 642 и ст. 648 ГК РФ) (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Как арендодателю избежать рисков и ответственности по договору аренды транспортных средств без экипажа

 

«Транспортное средство (далее – ТС) – это источник повышенной опасности. В процессе его эксплуатации может быть причинен вред третьим лицам. Поэтому для арендодателя крайне важным является вопрос о том, кто обязан компенсировать такой вред.

 

Кроме того, для ТС (по сравнению с другим имуществом, которое можно сдать в аренду) значительно выше риск того, что оно может быть повреждено или даже уничтожено в процессе эксплуатации. Поэтому для арендодателя важно тщательно проверить арендатора (а при необходимости – и субарендатора) перед заключением договора, ограничить или запретить возможность передачи ТС в субаренду, а также установить и контролировать цель использования ТС.

 

Кто отвечает за вред, причиненный третьим лицам арендованным ТС

 

В отличие от аренды ТС с экипажем (когда ответственность несет арендодатель) по договору аренды ТС без экипажа за вред, причиненный третьим лицам, отвечает арендатор. Причем ответственность наступает в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса РФ «Обязательства вследствие причинения вреда» за вред, причиненный третьим лицам как самим арендованным ТС, так и его механизмами, устройствами или оборудованием (ст. 648 ГК РФ).*

 

Обоснование

 

«Если же транспортное средство было передано по договору аренды без предоставления услуг по управлению им и его технической эксплуатации, то причиненный вред подлежит возмещению самим арендатором (статьи 642 и 648 ГК РФ)» (п. 22 постановления Пленума Верховного cуда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

 

При этом стороны не могут своим соглашением изменить это правило, так как оно императивно установлено в статье 648 Гражданского кодекса РФ.

 

Юридическое лицо предоставляет физическим лицам автомобили по договору аренды ТС без экипажа. Может ли суд обязать арендодателя нести ответственность за вред, причиненный арендатором третьим лицам

 

Да, может, если суд расценит такой договор не как договор аренды ТС без экипажа, а как трудовой договор.

 

Суд может обязать компанию (или частного предпринимателя) нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам. Это может произойти в том случае, если договор будет содержать признаки именно трудовых отношений. Например: наличие сменного графика работы, указание на конкретный вид поручаемой работы, установление обязанности по сдаче в кассу арендных платежей после окончания каждой смены и получение заработной платы в виде оплаты пассажирами стоимости проезда. Подробнее об этом см. Работодатель отвечает за вред, причиненный его сотрудниками третьим лицам.

 

Как ограничить передачу ТС в субаренду и его использование в перевозках

 

Риск невозврата ТС существенно возрастает, если арендатор передает ТС в субаренду, поскольку в цепочке лиц, от которых зависит надлежащий возврат, появляется еще одно звено.

 

Субарендатором может стать недобросовестное лицо, поэтому арендодателю важно провести такие же меры по проверке субарендатора, как и по проверке самого арендатора. Это имеет смысл сделать несмотря на то, что ответственность перед арендодателем все равно будет нести арендатор (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Дело в том, что возможные неблагоприятные последствия для арендатора также неблагоприятны и для арендодателя, поскольку влекут риск судебных тяжб из-за невозврата или ненадлежащего возврата (испорченное состояние).

 

Поэтому стоит запросить у арендатора необходимые документы о субарендаторе, а также проверить субарендатора с помощью внешних источников информации. Такая проверка требует от арендодателя дополнительных усилий. Поэтому идеальный вариант – установить запрет на передачу ТС в субаренду в принципе.

 

По общему правилу арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п. 1 ст. 647 ГК РФ). Однако это правило действует, только если иное не предусмотрено в договоре аренды ТС. Поэтому в таком договоре стоит предусмотреть положение, запрещающее арендатору сдавать ТС в субаренду без согласия арендодателя, причем в аренду как с экипажем, так и без него.

 

Пример формулировки запрета на сдачу транспортного средства в субаренду

 

«Арендатор не вправе без согласия Арендодателя сдавать арендованное Транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа».

 

Если арендатор не согласен на такой запрет и для него важно сохранить за собой право на передачу ТС в субаренду, самое главное для арендодателя – не включать в договор пункт об уведомительном характере извещения арендодателя. Такой пункт будет означать, что арендатор просто уведомляет арендодателя, при этом согласие арендодателя не требуется.

 

Обоснование

 

«...по воле сторон договора аренды согласие арендодателя может быть выражено в самом договоре, что освобождает арендатора от обязанности получать такое согласие на каждую конкретную сделку» (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).

 

Надо учитывать, что статьей 647 Гражданского кодекса РФ установлено еще одно право арендатора, которое (в отличие от возможности передавать ТС в субаренду) невозможно ограничить. Речь идет о праве арендатора в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного ТС без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если такие договоры:

 

  • не противоречат целям использования ТС, указанным в договоре аренды;
  • или не противоречат назначению транспортного средства (в случае если в договоре не установлена цель использования ТС).

 

Поэтому для арендодателя крайне важно письменно указать целевое назначение передаваемого в аренду транспортного средства.

 

Если этого не сделать, арендодатель рискует тем, что ТС будет использоваться в ином режиме (влекущем иной уровень износа), чем он рассчитывал. Например, стороны устно оговорили, что использоваться ТС будет для коммерческой перевозки пассажиров, тогда как арендатор, помимо этого, использует транспорт для перевозки грузов. В таком случае арендодатель не сможет предъявить никаких претензий арендатору.

 

И только если целевое назначение будет зафиксировано в договоре, арендодатель сможет потребовать расторжения договора и возмещения убытков, причиненных в результате нецелевого использования (п. 3 ст. 615 ГК РФ).»

 

05.10.2015

 

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.