Подрядчик (строительная компания) не возвращает нашей организации полученные от нас авансом денежные средства за выполнение строительных работ

331

Вопрос

Подрядчик (строительная компания) не возвращает нашей организации полученные от нас авансом денежные средства за выполнение строительных работ. Требование о возврате полученных подрядчиком денежных средств нашей организацией было выставлено вместе с уведомлением об отказе от исполнения от договора подряда в связи со "срывом" запланированного срока строительства по пункту 3 статья 405 ГК РФ. Может ли наша организация обратиться за помощью (содействием) с жалобой на подрядчика в некоммерческое партнерство Саморегулируемую организацию (СРО)? Какие полномочия у СРО? Какие действия от СРО можно ожидать нашей организации, поможет ли нам это?

Ответ

СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов путем проведения проверок. Основанием для проверки может быть направленная жалоба на нарушение членом СРО требований стандартов и правил СРО (ст. 9 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ).

 

В соответствии со ст. 10 Закона № 315-ФЗ орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:

1) вынесение предписания, обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

2) вынесение члену СРО предупреждения;

3) наложение на члена СРО штрафа;

4) рекомендация об исключении лица из членов СРО, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;

5) иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры.

В рассматриваемой ситуации рекомендуем Вам предъявить исполнителю претензию, а затем обратиться в суд.

Дополнительно Вы можете ознакомиться с Рекомендацией: Как заказчику отказаться от исполнения договора подряда в одностороннем порядке

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

Рекомендация: Как составить претензию

"Форма и обязательные реквизиты претензии

Претензия должна быть составлена в письменной форме. В противном случае претензия не будет иметь юридической силы, не будет служить инструментом соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, а ее отправитель не сможет подтвердить ее направление адресату*.

Как правило, стороны прямо указывают в договоре, что любые претензии в связи с договором составляются в письменной форме.

Пример формулировки условия договора о составлении претензий в письменной форме

Существует ли обязательная форма для составления претензии

Нет, претензия составляется в свободной форме с соблюдением требований, установленных законом, сложившейся практикой и обычаями.

Кому адресовать претензию

Претензия должна быть адресована именно тому лицу, которого отправитель считает нарушителем своих прав и к которому отправитель претензии в случае невыполнения его требований будет предъявлять иск.

Так, если организация имеет дело с группой компаний (с холдингом), то нужно иметь в виду, что с точки зрения гражданского законодательства каждая из компаний, входящих в состав холдинга, — это самостоятельное юридическое лицо. И иск нужно предъявлять именно к той компании, которая является непосредственным контрагентом согласно условиям договора.

Если дела той или иной организации ведет управляющая компания, то претензию и в этом случае нужно направлять именно в саму организацию, являющуюся контрагентом по договору, а не в управляющую компанию.

Если претензия отправлена не той организации, к которой предъявлен иск, претензионный порядок не может считаться соблюденным, поскольку самому ответчику претензия не направлялась.

Претензия была адресована генеральному директору юридического лица, а не самому юридическому лицу. Будет ли в этом случае претензионный порядок считаться соблюденным

Кем должна быть подписана претензия

Претензия по общему правилу должна быть подписана заявителем лично.

Если заявитель — индивидуальный предприниматель, то подпись заявителя на претензии можно скрепить печатью (при ее наличии).

Если заявитель — организация, то претензия составляется на бланке организации и подписывается руководителем организации либо иным лицом, которому предоставлено право подписи учредительными документами либо доверенностью. Подпись уполномоченного лица на претензии можно (но не обязательно) заверить печатью организации. Это придаст получателю претензии большую уверенность в том, что претензия действительно исходит от уполномоченного на ее подписание лица.

Пример из практики: суд признал претензионный порядок несоблюденным, так как претензии были подписаны по доверенности, которую генеральный директор ООО выдал еще до того, как был назначен на эту должность

Необходимо ли указывать дату на претензии

На претензии можно указать дату ее составления и подписания. Если претензию отправляет организация — на претензии указывается также исходящий номер. Однако эти реквизиты не обязательны. В любом случае будет иметь значение не дата составления претензии, а дата ее отправки по почте и вручения адресату.

Необходимо ли указывать на претензии обратный адрес

В претензии желательно указывать почтовый адрес, по которому лицо, направившее претензию, желает получить ответ. Это особенно важно, если у организации сменилось местонахождение, юридический адрес не совпадает с фактическим местонахождением организации, направившее претензию физическое лицо фактически проживает не по месту своей регистрации и т. п.

Содержание претензии

Текст претензии должен включать в себя следующую информацию*:

1. Обстоятельства, из которых возникло правоотношение между заявителем претензии и потенциальным нарушителем.

Пример описания в претензии обстоятельств, из которых возникло правоотношение

2. Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении или об угрозе нарушения прав отправителя претензии.

Пример описания в претензии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав

3. Ссылки на документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований заявитель претензии.

Пример ссылки на подтверждающие документы

4. Ссылки на нормативно-правовые акты и положения договора, обосновывающие требования заявителя претензии.

Пример ссылки на нормативно-правовые акты и положения договора

Необходимо ли приводить в претензии все аргументы и фактические обстоятельства, на которых основано требование

5. Требование лица, направляющего претензию, и срок его исполнения.

Требование должно быть сформулировано четко и ясно, не должно допускать каких-либо разночтений и должно основываться на указанных в претензии фактических обстоятельствах и нормах права.

Пример формулировки требования в претензии

Совет

Предмет материально-правового требования, заявленный в претензии, должен быть сформулирован точно так же, как он будет указан в исковом заявлении, которое организация подаст в случае неисполнения предполагаемым нарушителем требований, изложенных в претензии.

Если предмет требований, указанных в исковом заявлении, не совпадает с требованиями, изложенными в претензии, суд признает претензионный порядок несоблюденным (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2003 г. № А33-9989/03-С4в-Ф02-4151/03-С2). Например, если в претензии содержалось лишь требование о погашении основного долга, а в исковом заявлении содержится требование о расторжении договора, то в отношении требования о расторжении договора обязательный досудебный порядок будет не соблюден.

Нужно ли указывать в претензии точную сумму процентов, которые истец планирует взыскать с ответчика в судебном порядке в случае невыполнения требований претензии

При определении в претензии срока исполнения требований необходимо учитывать следующее.

Во-первых, срок выполнения содержащихся в претензии требований должен быть разумным, то есть учитывать реальную возможность исполнить претензию в указанный срок и (или) известить заявителя претензии о принятом решении. Как правило, на исполнение требований претензии предоставляют срок в 30 календарных дней.

Во-вторых, если претензия предъявлена в рамках обязательного претензионного порядка урегулирования спора, то сроки исполнения требований по умолчанию установлены в соответствующих нормативных актах. Так, согласно пункту 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ, срок ответа на требование об изменении или о расторжении договора составляет тридцать дней, но может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону договором или самой претензией.

6. Расчет взыскиваемой суммы.

Пример расчета взыскиваемой суммы в претензии

7. Описание прилагаемых к претензии документов".

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.