• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » У меня - частный дом. Имеет ли право сторонняя организация, в частности - узел электросвязи, без моего согласия проводить подземные или наземные работы на принадлежащем мне участке, а именно тянуть линию электропередач или телефонную линию

У меня - частный дом. Имеет ли право сторонняя организация, в частности - узел электросвязи, без моего согласия проводить подземные или наземные работы на принадлежащем мне участке, а именно тянуть линию электропередач или телефонную линию

63

Вопрос

У меня - частный дом. Имеет ли право сторонняя организация, в частности - узел электросвязи, без моего согласия проводить подземные или наземные работы на принадлежащем мне участке, а именно тянуть линию электропередач или телефонную линию. Каким нормативным документом это регламентируется».

Ответ

Законодательство предусматривает, что в отношении земельного участка могут вводиться ограничения прав собственников — сервитуты. Статья 23 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ определяет, что сервитут может быть публичным или частным. В первом случае сервитут устанавливается органами власти, во втором — договором между сторонами.

 

Как видно из вопроса, договор между собственником и узлом электросвязи не заключен. Учитывая, что сервитуты подлежат государственной регистрации, Вы можете обратиться в территориальный орган Росрегистрации и получить сведения о регистрации сервитута в отношении Вашего земельного участка.

В том случае, если в отношении Вашего земельного участка сервитут не установлен, Вы можете обратиться с претензией в адрес узла электросвязи, в которой потребовать прекращения нарушения прав собственника.

В тоже время необходимо учитывать, что если Ваш земельный участок находится в охранной зоне линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации, то на Вас распространяется действие Постановления Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации». Согласно п. 16 Правил охраны узел электросвязи должен проинформировать Вас о том, что Ваш земельный участок находится в охранной зоне.

В том случае, если Ваш земельный участок находится в охранной зоне, Вы должны обеспечивать техническому персоналу беспрепятственный доступ к этим линиям для ведения работ на них (при предъявлении документа о соответствующих полномочиях).

Таким образом, в случае наличия публичного сервитута, а также в случае, если Ваш земельный участок находится в охранной зоне, узел электросвязи может проводить указанные в вопросе работы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 июня 2009 г. N Д23-1850
«Об установлении публичного сервитута»

В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Необходимо отметить, что в гражданском и земельном законодательстве нет четкого разделения понятий «ограничение права» и «обременение права», зачастую эти понятия используются как тождественные. Вместе с тем, эти понятия отличаются друг от друга по целям, кругу лиц, способу правового воздействия, способам установления и оформления.

Сервитут представляет собой ограниченное право пользования чужим земельным участком, незначительно обременяющим права собственника такого участка и не препятствующим дальнейшему использованию участка по целевому назначению. Различие частного и публичного сервитута состоит в том, что в зависимости от наличия или отсутствия публичного интереса (большой общественной значимости) предусматриваются различные способы обременения права собственности сервитутом. Если частный сервитут является примером частноправовых (гражданских) отношений и устанавливается соглашением сторон, то публичный сервитут устанавливается решением органа власти (административный метод). Различными являются и способы защиты прав собственника обременяемого земельного участка, и порядок прекращения сервитута. Вместе с тем, в обоих случаях установления сервитута фактическим выгодоприобретателем является определенное заинтересованное лицо.

В то же время ограничение права касается неограниченного круга лиц и представляет собой определенный правовой режим использования земельных участков или их частей любым лицом независимо от наличия или отсутствия у него прав на земельный участок. Целью ограничения прав (установления водоохранных зон, защитных полос, охранных зон и т.п.) является охрана объектов, имеющих общественное значение, путем ограничения хозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. N 578, не являются решением об установлении публичного сервитута, поскольку ими не предусматривается закрепление права ограниченного пользования земельным участком, а вводится ограничение прав хозяйствующих субъектов для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Следует отметить, что правовая конструкция публичного сервитута имеет ряд недостатков, приводящих к существенным затруднениям при его установлении. В частности, публичный сервитут может устанавливаться исключительно для ремонта линейного объекта. В связи с этим, установление публичного сервитута для целей строительства и эксплуатации линейного объекта невозможно. Кроме того, в соответствии с правилами статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации при установлении публичного сервитута собственник земельного участка вправе требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, но не от пользователя публичного сервитута. Данные обстоятельства приводят к незаинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления в установлении публичных сервитутов.



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.