Лицензирование и оформление поставок воды

52

Вопрос

Достаточно ли формулировки в уставе БУ для продажи питьевой воды, если получена лицензия "Добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в соответствии с лицензией на право пользования недрами"?

Ответ

Согласно п.4 ст.9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Таким образом, если в уставе бюджетного учреждения обозначен вид деятельности «Добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в соответствии с лицензией на право пользования недрами», оснований считать, что учреждению предоставлено право осуществлять продажу воды, не усматривается, т. к. реализация (продажа) воды не тождественно понятию "хозяйственно-питьевое и производственное водоснабжение".

Следует отметить, что продажа воды владельцем лицензии не относятся к лицензионным требованиям и условиям (см. Постановление 7 ААС от 23.04.2015 № А03-21668/2014).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Как проверить деятельность, приносящую доход

<…>

«Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

    прямо указана в учредительных документах;
    служит достижению целей, ради которых учреждение создано.*

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4 статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и частями 6–7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Оформление прав на ведение платной деятельности

Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.

Распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетные и казенные учреждения вправе заниматься в соответствии с целями их создания (п. 1 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Аналогичное требование законодательства к уставу автономного учреждения имеется в пункте 5 части 2 статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Внимание: сделки, которые не соответствуют целям создания учреждения и его специальной правоспособности, могут быть признаны недействительными по решению суда.

Статьей 173 Гражданского кодекса РФ прямо установлено, что сделка, которая противоречит целям деятельности учреждения, ограниченным в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной, если иск будет подан самим учреждением, его учредителем или государственным органом, контролирующим деятельность этого учреждения.

Суды неоднократно поддерживали подобные иски. И сделки, которые противоречили целям создания учреждений, признавали недействительными как совершенные за пределами правоспобности учреждения (определения ВАС РФ от 27 июня 2013 г. № ВАС-7533/13, от 21 февраля 2012 г. № А53-1965/2010, Верховного суда РФ от 3 июля 2012 г. № 48-КГ12-1).

Если сделка признана недействительной, то стороны должны вернуть друг другу все, что по ней получено (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Нужно учитывать, что получение доходов может быть ограничено дополнительными условиями отраслевого законодательства (абз. 2 п. 2 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например, нельзя оказывать платные образовательные услуги вместо бесплатных образовательных программ, финансируемых из бюджета.

Если устав или положение предоставляют право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала:

    казенному учреждению ГРБС утверждает смету с учетом расходов на ведение платной деятельности, а также доводит дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансирования данных расходов. Конкретный порядок составления сметы должен определить ГРБС исходя из общих требований, установленных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н;
    бюджетное и автономное учреждения включают показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД.

Этот порядок следует из части 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ,письма Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

При этом плановые показатели доходов от платной деятельности бюджетные и автономные учреждения указывают в плане ФХД отдельно от других плановых поступлений. Учреждение должно рассчитывать их исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации (п. 10Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Порядок определения платы

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

    услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;
    иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг. Связано это с тем, что законодательство содержит только общее требование к автономным учреждениям, согласно которому оказывать основные платные услуги нужно в порядке, установленном федеральными законами. Значит, автономное учреждение не может само определять цену, только если в каком-то конкретном случае это прямо указано в специальном законе (ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

От казенных учреждений законодательство не требует при определении цен делить платные услуги на основные и неосновные. Специальная норма для них в законодательстве отсутствует. Поэтому формально казенные учреждения имеют право определять стоимость любых платных услуг самостоятельно. Однако, как правило, в положениях об органах власти закреплены полномочия на определение порядка стоимости платных услуг подведомственных казенных учреждений. В связи с этим в случае отсутствия сведений о порядке расчета стоимости конкретных услуг казенному учреждению лучше предварительно обратиться за информацией к ГРБС.

Бюджетным и автономным учреждениям нужно учитывать, что плата за оказание основных услуг не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания. Занижение стоимости будет свидетельствовать:

    либо о завышении бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
    либо об оказании платных услуг за счет субсидии.

За счет субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания могут финансироваться только расходы на его выполнение (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет средств бюджетной системы (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Требование об одинаковых условиях оказания услуг, по мнению Минфина России, относится и к их стоимости. Следовательно, занижение стоимости платных услуг по сравнению с финансовым обеспечением таких же услуг в рамках государственного задания влечет за собой нарушение данных положений законодательства (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Стоит отметить, что наличие убытка по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным услугам) само по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения. Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о злоупотреблении учреждения своим правом и нарушении условий ведения приносящей доход деятельности, установленных законодательством (постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 15756/07). Такую деятельность, если нет иных веских оснований для ее продолжения, нужно прекращать.

Порядок использования выручки

Не менее важным направлением проверки приносящей доход деятельности учреждений является контроль использования полученных доходов. Различным типам учреждений законодательство предоставляет разные права на самостоятельное использование выручки.

Автономное учреждение ограничено в своих действиях лишь одним требованием: оно может использовать собственные доходы только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (ч. 8 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Для учета поступлений и расходования средств от деятельности, приносящей доход, автономные учреждения вправе использовать как расчетные счета в кредитных организациях, так и лицевые счета в органах Казначейства России (либо в региональных или муниципальных финансовых органах) (письмо Минфина России от 18 апреля 2012 г. № 02-13-06/1377). Не запрещено использовать на собственные нужды и выручку, поступившую в кассу автономного учреждения.

Бюджетное учреждение может самостоятельно использовать доходы от приносящей доход деятельности, но только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Бюджетные учреждения счетов в банках не имеют и средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах субъекта РФ, муниципального образования либо в органах Казначейства России (ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Минуя лицевые счета, бюджетные учреждения могут использовать только выручку, которая поступает в кассу учреждения.



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.