Вторая основная печать АО

52

Вопрос

Для удобства в работе у нашей организации возникла потребность в изготовлении второй основной печати организации (т. е наверное, это будет называться "дубликат печати"). Для пояснения: у каждого отдела нашей организации имеется свой штамп, закрепленный за конкретными лицами, но нам необходима вторая основная печать. В законе об АО говорится, что общество должно иметь печать, содержащую его полное наименование и т. д., но об их количестве речь не идет. Возможно ли такое, что общество имеет две одинаковые основные печати, и будет ли это законно?

Ответ

Закон не запрещает АО иметь 2 печати. При этом в уставе АО должны быть указаны сведения о наличии печати. Таким образом, о наличии второй печати АО необходимо внести сведения в устав АО.

Такой вывод делается на основе пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, в который с 07.04.2015 были внесены изменения (статья 2, пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ).

О том, как внести изменения в устав, читайте в рекомендации ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как внести изменения в устав АО.

«Практически каждая организация хотя бы однажды вносила изменения в свой устав. Это необходимо при смене юридического адреса, изменении размера уставного капитала, изменениях в структуре или компетенции органов управления, а также в других случаях.

Для юриста основная сложность заключается в государственной регистрации изменений в налоговой инспекции. Чтобы этот процесс не затянулся на несколько недель, нужно заранее учесть все нюансы.

Порядок внесения изменений в устав

Устав – это единственный учредительный документ акционерного общества (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).

Изменение (в т. ч. дополнение) устава АО относится к компетенции общего собрания акционеров и производится исключительно по его решению (п. 1 ст. 12подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО)*. Закон запрещает передавать этот вопрос к компетенции иных органов управления (п. 2 ст. 48 Закона об АО) за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Так, в частности:

  • изменения, связанные с увеличением уставного капитала, можно внести на основании решения совета директоров об увеличении уставного капитала (и иных документов), если право принятия такого решения, согласно уставу, принадлежит совету директоров (п. 2 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем приобретения акций в целях их погашения, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах приобретения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем погашения собственных акций в предусмотренном законом случаях, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах погашения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • сведения о «золотой акции» вносят в устав и исключают из устава на основании решения соответствующего органа: Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с созданием филиалов, открытием представительств и их ликвидацией, вносят на основании решения совета директоров (п. 5 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, касающиеся размера уставного капитала АО, включая количество размещенных акций, вносят по результатам размещения акций на момент создания общества путем реорганизации в форме слияния на основании договора о слиянии и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, размещаемых при создании этого общества (п. 6 ст. 12 Закона об АО).

Общее собрание акционеров может принять решение о внесении изменений в устав как на годовом, так и на внеочередном собрании. Главное, чтобы этот вопрос был включен в повестку дня*.

Если на собрании присутствуют все акционеры АО, решение по вопросу внесения изменений в устав может быть принято без предварительного включения его в повестку дня (п. 10 ст. 49 Закона об АО).

Кроме того, решение о внесении изменений в устав может быть принято на внеочередном собрании акционеров, проведенном в форме заочного голосования (ст. 50 Закона об АО).

Если в обществе один акционер, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

В договор о создании и в решение (протокол) о создании АО вносить изменения при изменении устава не требуется.

В отдельных случаях нужно соблюдать особый порядок принятия решений, в том числе при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Для принятия решения по вопросу внесения изменений в устав достаточно 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО)*.

Отдельные решения, которые изменяют конкретные обстоятельства, влекущие необходимость изменения соответствующих сведений в уставе, можно принять только по предложению совета директоров, если устав не устанавливает иное (п. 3 ст. 49 Закона об АО).

Изменения в устав оформляются либо в виде новой редакции устава, в которой вместо старых сведений содержатся новые, либо в виде изменений как отдельного документа, в котором указывается, что в конкретный пункт устава вносятся соответствующие изменения.

Совет

Изменения лучше оформить в виде новой редакции устава, а не в виде изменений как отдельного документа.

Впоследствии гораздо удобнее будет использовать единую действующую редакцию устава, чем частично действующую редакцию устава с несколькими (или множеством) приложений к нему на отдельных листах, которые нужно будет при прочтении согласовывать между собой. Кроме того, отдельные листы могут потеряться.

Внесенные изменения в обязательном порядке подлежат государственной регистрации (ст. 14 Закона об АО).

Государственная регистрация внесенных изменений

Внесенные изменения подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц только с момента ее проведения (ст. 14 Закона об АО)*.

Есть единственное исключение: если меняются сведения о филиалах и представительствах, то самой регистрации ждать не нужно – такие изменения приобретают силу с того момента, когда АО уведомило о них налоговый орган (п. 2 ст. 14п. 6 ст. 5 Закона об АО, п. 6 ст. 52 ГК РФ).

Общий срок, в который необходимо представить документы на регистрацию после принятия решения о внесении изменений, законом не установлен. Отдельные сроки Закон об АО устанавливает лишь для случая уменьшения уставного капитала.

Чтобы зарегистрировать изменения, нужно представить в налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию, следующие документы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации)*:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ об утверждении форм). Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
  • решение (протокол) о внесении соответствующих изменений;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) нужно представить на регистрацию в двух оригинальных экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Подтверждение оплаты госпошлины фактически можно не предоставлять.

Обоснование

На это указывает Минфин России в пункте 46.1 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н (далее – Административный регламент).

В таком случае налоговая служба может запросить информацию об оплате пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Это положение основано на пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Таким образом, если не представить документ об уплате пошлины, это не станет основанием для отказа в регистрации (п. 2146.14750 Административного регламента).

Размер госпошлины составляет 20 процентов от размера пошлины за регистрацию АО при создании, то есть 800 руб. (п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

При желании факт уплаты пошлины в безналичной форме можно подтвердить платежным поручением с отметкой банка о его исполнении; факт уплаты в наличной форме – квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком (ст. 333.18 НК РФ).

Из основания платежа должно однозначно следовать, что пошлина внесена за государственную регистрацию изменений в учредительные документы конкретного общества. Некорректное указание основания или плательщика может стать причиной отказа в регистрации. По вопросу оплаты госпошлины и оформления платежных документов сложилась противоречивая судебная практика.

Детально процедура проведения государственной регистрации описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Дополнительные документы, которые могут потребоваться при регистрации изменений

В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные документы.

В частности, такое может быть при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Еще один случай – изменение юридического адреса АО. Налоговые органы могут отказать в регистрации, если не представить документы, которые подтверждают права компании на помещение по новому адресу.

Закон не обязывает представлять такие документы, не устанавливает их перечень и форму. Однако во избежание отказа в регистрации обычно представляют:

  • заверенную генеральным директором копию договора аренды помещения по новому адресу. При этом в договоре желательно отдельно указать, что арендодатель не возражает против регистрации арендатора по адресу помещения;
  • заверенную генеральным директором компании либо собственником помещения копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение.

Кроме того, можно представить гарантийное письмо от собственника помещения, лишний раз подтверждающее согласие арендодателя на регистрацию компании по адресу помещения, а также акт приема-передачи помещения.

Внимание! У налоговой инспекции может быть письмо от собственника помещения с просьбой не регистрировать организации по адресу его помещения.

В таких случаях инспекция отказывает в регистрации.

Чтобы избежать отказа, имеет смысл заранее согласовать с собственником помещения вопрос регистрации, получить гарантийное письмо и предоставить его в налоговые органы вместе со всеми документами.

Кто вправе представить документы на государственную регистрацию изменений в учредительные документы акционерного общества (быть заявителем)

Генеральный директор. Или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени АО (запись об этом лице должна быть в ЕГРЮЛ).

Заявителем при внесении изменений в учредительные документы является руководитель постоянно действующего исполнительного органа (т. е. директор) или иное лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Это правило установлено в пункте 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации.

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль