Самовывоз со склада поставщика

74

Вопрос

аша организация приобрела оборудование у поставщика. В договоре условие доставки: самовывоз со склада поставщика. К доставке была привлечена транспортная компания (заявку на доставку делал поставщик). Груз пришел на склад транспортной компании в наш город с повреждениями. Стоимость груза около 1 500 000 руб. Грузоотправитель-поставщик без нашего согласия объявил ценность груза в размере 50 000 руб. в накладной (т.е. занизил ее), в то время как размер ущерба может быть намного больше объявленной стоимости. Как нам взыскать ущерб? Благодарю

Ответ

 Вы можете подать иск о взыскании убытков. Возможно, стоит привлечь поставщика в качестве соответчика. Можно предположить, что ущерб от повреждения груза в результате перевозки будет взыскан с транспортной компании в размере, не большем объявленной ценности товара.

Ответственность перевозчика ограничена: он отвечает только за реальный ущерб, то есть возмещает стоимость утраченного или недостающего груза либо сумму, на которую понизилась стоимость поврежденного груза. Если груз сдавался с объявленной ценностью, перевозчик возмещает убытки в пределах указанной суммы (ч. 7 ст. 34 УАТ). Другие убытки, связанные с повреждением или пропажей груза, перевозчик не компенсирует.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

«Ответственность перевозчика (экспедитора) за нарушение обязательств по договорам перевозки и транспортной экспедиции устанавливается:

  • статьями 793–796 и 803 Гражданского кодекса РФ;
  • главой 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ);
  • главой 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД);
  • договором перевозки или транспортной экспедиции.

Причем стороны не могут ограничить или устранить ответственность перевозчика (экспедитора), которая установлена законом (п. 2 ст. 793 ГК РФст. 37 УАТст. 11 Закона о ТЭД). Даже если условия об ограничении ответственности перевозчика (экспедитора) будут включены в договор, то грузоотправитель (клиент) легко сможет добиться признания такого условия недействительным в суде.

Также стоит отметить, что суды при рассмотрении споров исходят из принципа добросовестности сторон при исполнении обязательств. На практике этим можно воспользоваться для защиты интересов клиента (грузоотправителя, грузополучателя). Так, по одному из дел суд взыскал с перевозчика убытки несмотря на то, что грузоотправитель сам передал груз водителю, основываясь на поддельных документах. При этом суд исходит из того, что отправитель «действовал добросовестно, предусмотрительно и разумно, и не мог предполагать, что... документы являются поддельными» (определение ВАС РФ от 28 ноября 2011 г. № ВАС-14712/11).

Как взыскать ущерб с перевозчика

Если в процессе перевозки груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), отправитель (получатель) может взыскать с перевозчика:

Кроме того, если договор перевозки содержит условие о неустойке за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии оснований, то этим также нужно воспользоваться и предъявить соответствующее требование.

Однако при наличии определенных условий перевозчик может быть освобожден от ответственности (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Для того чтобы суд взыскал с перевозчика заявленные грузоотправителем (заказчиком) суммы в счет возмещения ущерба, отправителю (получателю) груза необходимо:

Фиксация факта несохранности груза

Это особо важно, поскольку впоследствии при рассмотрении спора в суде отправитель (получатель) должен будет доказывать факт возникновения ущерба и его сумму (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

В первую очередь нужно зафиксировать в транспортной накладной несоответствие между фактическими данными по наименованию, массе и количеству мест груза с данными, указанными в транспортной накладной. Эти записи должны быть заверены подписями представителей сторон и печатью грузополучателя.

Отправитель (получатель) груза составляет также акты об утрате груза, повреждении (порче) или недостачи груза (подп. «в» п. 79 ППГАТ), о чем отправитель (получатель) груза делает отметку в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости. В отметке нужно кратко описать обстоятельства, послужившие основанием для ее проставления.

166.332 (11,17)

Совет

УАТ и ППГАТ не дают наименования актам, которые должен составлять отправитель (получатель). Однако пункт 4 статьи 796 Гражданского кодекса РФ указывает на документы, в которых фиксируются причины несохранности груза или багажа, – «коммерческий акт, акт общей формы и т. п.». Кроме того,статья 119 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» и пункт 130 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112) содержат эти термины. Поэтому имеет смысл по аналогии использовать наименования «Коммерческий акт» и «Акт общей формы».

Внимание! Односторонние акты не будут подтверждать обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности перевозчика.

Акт о приемке груза с расхождениями грузополучатель должен составить в день обнаружения утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза. Если это сделать невозможно, то в течение следующих суток (п. 80 ППГАТ). Количество экземпляров акта должно равняться числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем двум.

131.2136 (11,17)

Что делать, если перевозчик (уполномоченное лицо водитель-экспедитор) уклоняется от составления акта

Акт должен содержать:

  • дату и место составления акта;
  • Ф.И.О. и должности лиц, которые участвуют в составлении акта;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • описание и фактический размер утраты, недостачи груза, повреждения (порчи) груза;
  • подписи участвующих в составлении акта сторон.

Что делать, если перевозчик отказывается подписывать акт об утрате, повреждении (порче) или недостаче груза

В таком случае согласно пункту 84 ППГАТ в акте нужно указать причину отказа в подписании акта. Однако это не будет гарантией того, что перевозчик в суде подтвердит свое присутствие при составлении акта. Скорее, наоборот, он будет утверждать, что его не было в это время.

Чтобы подстраховаться, отправителю (получателю) следует воспользоваться алгоритмом действий для ситуаций, когда перевозчик уклоняется от составления акта.

К акту нужно приложить результаты проведения экспертизы при условии, что она проводилась в установленном законом или согласованном сторонами порядке (п. 83 ППГАТ).

Пример из практики: суд взыскал с перевозчика убытки и проценты за пользование чужими денежными средствами, так как перевозчик подписал акт о несоответствии продукции по количеству и качеству, и в акте экспертизы было указано на нерабочее состояние рефрижераторной установки автомобиля

ООО «М.» (грузоотправитель) заключило с индивидуальным предпринимателем Л. (перевозчик) договор перевозки грузов автомобильным транспортном.

Согласно заявке Л. доставил груз. Однако при разгрузке приемочная комиссия с участием грузополучателя зафиксировала нарушение температурного режима доставки груза и составила акт-претензию о несоответствии продукции по количеству и качеству. Перевозчик подписал указанный акт.

Кроме того, в акте экспертизы торгово-промышленной палаты указано на нерабочее состояние рефрижераторной установки автомобиля, что не соответствует нормам о хранении и перевозке каждого наименования товара.

Суд взыскал с перевозчика убытки в размере стоимости испорченного товара и проценты за пользование чужими денежными средствами (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июня 2010 г. по делу № А45-22031/2009).

Предъявление перевозчику претензии

После того как у отправителя (получателя) груза на руках будут транспортная накладная с отметками о несохранности груза и соответствующий акт, перевозчику необходимо направить претензию (обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ). Причем это должно быть сделано в течение срока исковой давности, который равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Указанный срок исчисляется:

Претензия должна содержать:

  • дату и место составления;
  • полное наименование (Ф.И.О.), адрес местонахождения (юридического лица) или местожительства отправителя (получателя) груза (в зависимости от того, кто направляет претензию);
  • адрес местонахождения перевозчика, его полное наименование (если это юридическое лицо) или Ф.И.О. (если это индивидуальный предприниматель);
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому из предъявленных перевозчику требований;
  • перечень прилагаемых документов, которые подтверждают обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками, заявка на перевозку грузов, заключение экспертизы, фотографии и т. д.);
  • Ф.И.О., должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

Претензию нужно составить в двух экземплярах, один из которых отправляется перевозчику, а другой остается у отправителя (получателя) груза.

Претензию целесообразно направлять почтой с обязательным уведомлением о вручении либо передавать под подпись уполномоченному лицу перевозчика, который должен указать полностью свои данные: должность, Ф.И.О., дату и при наличии поставить штамп или печать перевозчика.

Только после того, как перевозчик откажется (полностью или частично) удовлетворить претензию либо грузоотправитель (грузополучатель) не получит ответа на нее течение 30 дней после вручения, можно будет подать иск в суд (ст. 41 УАТ).

При этом необходимо учесть, что согласно пункту 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по местонахождению перевозчика (исключительная подсудность).

Внимание! Если грузоотправитель (грузополучатель) пропустит срок исковой давности, то суд может отказать в иске.

Для этого достаточно, чтобы перевозчик подал заявление о пропуске этого срока исковой давности (п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 15, Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).

Однако если суд признает причины пропуска уважительными и если не истекли сроки на подачу апелляционной (ст. 259 АПК РФ) или кассационной (ст. 276 АПК РФ) жалоб, заявлений о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ст. 292 АПК РФ) или по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 312 АПК РФ), то может восстановить пропущенный срок (п. 2 ст. 117 АПК РФ).»

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.