О поставке некачественного товара

59

Вопрос

Заключен договор на поставку оборудования. В результате его эксплуатации произошла поломка. Случай признан гарантийным. Специалистами поставщика произведен гарантийный ремонт. Оборудование работает. Но данная поломка может возникнуть вновь и уже по истечении гарантийного срока. Понимания, почему данная поломка возникает, у нас нет. Поставщик не предоставляет никаких данных о причинах выхода из строя оборудования, рекомендаций по использованию вышедшей из строя детали. Согласно условиям договора поставщик обязан просто произвести гарантийный ремонт в установленные сроки. Как можно заставить поставщика предоставить вышеуказанную информацию (рекомендации, заключение о причинах выхода из строя), чтобы впоследствии избежать подобных поломок?

Ответ

Нет, такая возможность законом не предусмотрена, хотя договором, заключенным между сторонами, как правило, устанавливается обязанность поставщика передать покупателю всю необходимую документацию относительно эксплуатации товара. Если такое положение имеется в Вашем договоре, Вы можете настаивать на исполнении контрагентом своих обязательств. Однако при отсутствии такой возможности Вы можете провести экспертизу с целью выяснения причин поломки и наличия скрытых дефектов, результаты которой впоследствии могут пригодиться для предъявления претензий поставщику. По аналогии Вы можете использовать нижеприведенное судебное решение.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Постановление ФАС ДВО 29.11.2013 №№ А73-2102/2013, Ф03-5211/2013

«В ходе эксплуатации автомобиля и проведения технического обслуживания лизингополучателем были обнаружены дефекты (недостатки) в автомобиле - разрыв рамы автомобиля, о чем он неоднократно уведомлял истца претензионными письмами № 325 от 31.08.2012 года, и от 03.09.2012.

Также истец обращался в экспертную организацию - общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточная экспертиза и оценка" по вопросу, связанному с обнаруженными в имуществе дефектами.

По результатам проведенной экспертизы, получено заключение специалиста № 3926/12 от 26.12.2012, из которого следует, что основной причиной повреждения рамы транспортного средства, а также разрушения сварочных швов, является нарушение технологии установки дополнительного оборудования при монтаже крановой установки.

В письме от 23.01.2013 истец отказался от договора и просил ответчика возвратить денежные средства, уплаченные за автомобиль.

Поскольку в претензионном порядке требования ООО "СДМТ" ответчиком удовлетворены не были, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.

При рассмотрении данного спора суды исходили из следующего.

Статьей 454 ГК РФ установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В силу статьи 469 ГК РФ при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).

Пунктом 2 статьи 476 ГК РФ определено, что продавец отвечает за все недостатки товара, на который предоставлена гарантия качества, если не докажет, что недостатки возникли после передачи товара покупателю вследствие нарушения правил пользования товара, хранения товара, действий третьих ли либо непреодолимой силы.

На основании пункта 3 статьи 477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.

Как верно указывалось судами, из совокупного анализа вышеназванных правовых норм следует, что удовлетворение требования о взыскании стоимости некачественного товара возможно только при условии несоответствия качества товара условиям договора и требованиям, обычно предъявляемым к такого рода товару, а также при условии полного исключения возможности его дальнейшей эксплуатации.

В качестве доказательства, подтверждающего факт поставки товара ненадлежащего качества истцом представлено заключение специалиста ООО "ДВЭО" № 3926/12 от 26.12.2012; заключение АНО "Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы" № 933-2012 от 30.10.2012 года представлено третьим лицом.

Согласно указанным заключениям, основной причиной повреждения рамы транспортного средства, а также разрушения сварочных швов, является нарушения технологии установки дополнительного оборудования при монтаже крановой установки. То есть, обнаружены такие дефекты, которые подпадают под категорию неустранимых.

Исследовав и оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды обеих инстанций обоснованно признали, что они надлежащим образом подтверждают факт поставки ответчиком некачественного товара с неустранимыми недостатками.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о расторжении договора купли-продажи от 01.06.2012 в порядке статей 450, 453 ГК РФ, правомерно удовлетворив требования истца о взыскании 5 230 000 руб. основного долга в соответствии с указанными выше нормами закона».

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.