ГУП подотчетные деньги

232

Вопрос

Государственное унитарное предприятие выдает деньги подотчетные на маленькие суммы до 100 тыс. рублей на разнообразные производственные расходы. Обязательно ли заключать на данные действия договора или достаточно счета и оплаты?

Ответ

 Нет, не обязательно. Для получения наличных денежных средств под отчет сотрудник должен написать заявление в произвольной форме, в котором нужно указать необходимую сумму и на какие цели она будет потрачена. Заявление должно содержать (абз. 1 пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 г. №3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"):

- запись о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются;

- подпись руководителя;

- дату.

Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме (абз. 3 пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России № 3210-У).

На основании заявления подотчетного лица оформляется расходный кассовый ордер (далее - РКО) (абз. 1 п. 6, пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России № 3210-У).

Внесение исправлений в РКО не допускается (абз. 2, 3 пп. 4.7 п. 4 Указания Банка России № 3210-У).

По оформленному РКО кассир производит запись в кассовой книге (абз. 1, 3 пп. 4.6 п. 4 Указания Банка России № 3210-У)

По израсходованным суммам подотчетное лицо обязано представить авансовый отчет в течение трех рабочих дней после истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу (абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России №3210-У).

Унифицированная форма авансового отчета (форма № АО-1) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 №55. Однако ее применение не является обязательным.

Бюджетные учреждения как заказчики имеют право выдавать своим сотрудникам деньги под отчет для производственных нужд. Их не ограничивает Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Кроме необходимости исполнения общих норм бухучета и финансовой дисциплины, других требований для оформления закупок малого объема Закон о контрактной системе не предъявляет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Закупки через подотчетных лиц. О чем следует помнить

«Закупки через подотчет

Бюджетные учреждения как заказчики имеют право выдавать своим сотрудникам деньги под отчет для производственных нужд. Их не ограничивает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон о контрактной системе). Однако надо учесть следующее.

От имени юридического лица могут выступать не только его органы в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 Гражданского кодекса РФ), но и его представители. Это лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Действия представителя (подотчетного лица) непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого учреждения (п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируют как закупку, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если на суммы, выданные подотчетным лицам, закупают товары (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд учреждений, то такие отношения регулируются положениями Закона о контрактной системе и указанные средства должны быть учтены в плане-графике размещения заказов в 2015 году (письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2014 г. № Д28и-385).

«Мелкие» закупки

Вступивший в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗвнес в числе прочих чрезвычайно важное изменение в контрактное законодательство. Оно касается порядка проведения «мелких» закупок.

Собственно, никакой процедуры при такой закупке не происходит, поскольку по соображениям экономической эффективности законодатель освободил контрактного управляющего от излишней заорганизованности и бюрократической волокиты. Что, к сожалению, имело место в первоначальной версии Закона о контрактной системе.

Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.

Не требуется составлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентированы частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. Но при некоторых закупках у единственного поставщика его все же надо опубликовать – не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Кроме того, нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На заметку

Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.

Сведения о такой закупке не включают в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определеннойпостановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093, тоже не составляют.

При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе.

Требования к закупке

Информацию о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами 45 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывают в плане-графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «мелких» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.

Предельный размер расчетов наличными для учреждений – 100 тыс. руб.*

Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

До 2016 года такой расчет делают исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До следующего года эти понятия не связаны с планом-графиком.

Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчику надо выбрать схему расчета объема «мелких» закупок: или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год*, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок.

Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами 45 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумму таких закупок не учитывают при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан проводить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Как внести закупку в план-график

В совместном приказе Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н об особенностях размещения информации в плане-графике, который был утвержден по Закону о контрактной системе, сказано, что закупки за наличный расчет через подотчетных лиц отражаются одним списком по одной строке в общем объеме закупок у единственного поставщика до 100 тыс. руб.

При этом такие закупки, как правило, оформляют с помощью авансовых отчетов. Отметим, что эта практика регламентирована неЗаконом о контрактной системе, а правилами ведения бухгалтерского учета.

Комментарий специалиста

Бухгалтер учреждения оплатил подписку на профессиональный журнал через сайт (собственной картой). Оформил авансовый отчет, приложил распечатки, подтверждающие оплату. Так как журнал нужен в работе, руководство подписало авансовый отчет и сотруднику вернули деньги из кассы. Правомерны ли такие действия?

Да, так поступить можно.

Но только если в плане финансово-хозяйственной деятельности прописаны расходы по подстатье 226 КОСГУ в достаточной сумме. Примененный порядок оформления также соответствует нормам.

Напомню, что заявление на возмещение сумм подотчетное лицо составляет в произвольной форме. Главное, чтобы оно содержало данные о сумме наличных денег, подлежащей выдаче под отчет, и о сроке, на который она выдается.
Кроме того, все расходы должны быть подтверждены документально.*

Возможные сложности

Важно запомнить!

Сведения о «мелких» закупках надо указать в плане-графике.

Если заказчиком выступает образовательное учреждение или учреждение культуры, сумма неконкурентной закупки может составлять до 400 тыс. руб. (общий объем таких закупок – до 50% совокупного годового объема, но на общую сумму не свыше 20 млн руб.). К сожалению, до сих пор нет однозначной трактовки возможности для заказчика использовать одновременно и пункт 4, и пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (на практике многие заказчики этим пользуются). При применении пункта 5следует помнить о том, что предельный размер расчетов наличными деньгами установлен Указанием Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей он составляет 100 тыс. руб.

Кроме необходимости исполнения общих норм бухучета и финансовой дисциплины, других требований для оформления закупок малого объема Закон о контрактной системе не предъявляет*.»

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.