Потребитель не оставил товар на диагностику

35

Вопрос

Действия продавца в случае, если потребитель, заявив требования, не оставил товар на диагностику и сам ее не проводит.

Ответ

 Вы можете отказать Потребителю в его требованиях в письменном виде на основании того, что он не предоставил товар, а именно технически сложное устройство на диагностику, если это произошло после истечения пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара (абз. 8 п.1 ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей)).

Согласно ст. 474 ГК РФ проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи.

В силу п. 5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

Согласно абз. 8 п.1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Аналогичные разъяснения содержатся в п. 38 постановления Пленума ВС Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Это подтверждается и судебной практикой (см, например, решение Ленинского районного суда г. Курска от 05.11.2013 г. № 2-4037/2013).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Гарантия качества товара: формулировка условий договора, возможные риски для поставщика

«Товар, который поставщик обязан передать покупателю, должен обладать определенными качественными характеристиками. В частности, товар должен (п. 1 ст. 470 ГК РФ):

Однако покупатель заинтересован в том, чтобы получить еще и договорную гарантию качества товара. Поставщики часто идут навстречу покупателям и соглашаются на ее предоставление.

Внимание! Если поставщик предоставит гарантию качества, то фактически примет на себя дополнительное обязательство. Он будет отвечать за недостатки товара, которые покупатель обнаружит в течение гарантийного срока. Чтобы не нести за них ответственность, поставщику придется самому доказывать, что они возникли после передачи товара и не по вине поставщика.

Поставщику необходимо уделить особое внимание содержанию такой гарантии, ввести определенные ограничения. В частности, нужно:

Условие о гарантийном сроке

Договорная гарантия качества выражается в гарантийном сроке. Можно выделить три основных признака этого срока, о которых поставщику необходимо помнить при установлении его продолжительности.

1. В течение гарантийного срока качество товара должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 470 ГК РФ).

2. Если покупатель обнаружит недостатки товара в течение гарантийного срока, то будет вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара (п. 3 ст. 477 ГК РФ). При этом он не должен будет доказывать, что недостатки возникли до получения товара или по причинам, возникшим до этого момента.

3. Поставщик несет ответственность перед покупателем за выявленные в течение гарантийного срока недостатки, если не докажет, что недостатки возникли после его передачи покупателю по причине нарушения покупателем правил пользования товаром или хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476п. 3 ст. 477 ГК РФ).*

Как установить продолжительность гарантийного срока

Стороны договора вправе установить любой по продолжительности срок действия гарантии качества (гарантийный срок), так как закон каких-либо пределов на этот счет не устанавливает.

В то же время, если гарантийный срок будет составлять менее двух лет (например, один год или полтора года), покупатель все равно сможет предъявить требования в связи с недостатками товара, обнаруженными по истечении гарантийного срока. Главное, чтобы они были выявлены не позднее двух лет с момента передачи товара (п. 5 ст. 477 ГК РФ). Отличие состоит в следующем. Поскольку с истечением гарантийного срока гарантия, предусмотренная договором, прекращена, то доказывать момент и причину возникновения недостатков обязан будет покупатель.

Как установить момент начала течения гарантийного срока

Поставщику нужно уделить особое внимание условию о начале течения гарантийного срока.

Если в договоре не установлена дата начала течения гарантийного срока, то такой срок начинает течь с момента фактической передачи товара от поставщика покупателю (абз. 2 п. 1 ст. 224п. 1 ст. 471 ГК РФ). При этом не имеет значения способ передачи (доставка или выборка).

Однако поставщик вправе предложить включить в договор и иной порядок течения срока, например, чтобы начало гарантийного срока совпадало с моментом предоставления товара в распоряжение покупателя (при выборке) или с моментом передачи товара перевозчику (при доставке). В обоих случаях (и при выборке, и при доставке) гарантийный срок начнет течь еще до того, как фактически товар окажется у покупателя.

Независимо от того, как именно сформулировано условие договора о начале гарантийного срока, он не начнет течь, если покупатель не может использовать товар по обстоятельствам, которые зависят от поставщика (например, если не переданы все комплектующие детали или документы). Только после того, как тот устранит указанные обстоятельства, начнется течение гарантийного срока (п. 2 ст. 471 ГК РФ).

Кроме того, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого его использование было невозможно из-за обнаруженных недостатков. Такое продление происходит при условии надлежащего уведомления покупателем поставщика в разумный срок после обнаружения недостатков (абз. 2 п. 2 ст. 483 и п. 1 ст. 483 ГК РФ, см., например,постановление ФАС Поволжского округа от 5 мая 2011 г. по делу № А06-2386/2010).

Условие об объеме гарантийных обязательств

По общему правилу гарантия качества товара распространяется на все составляющие его части – комплектующие изделия, детали (п. 3 ст. 470 ГК РФ). Поставщик обязан выполнять принятые на себя гарантийные обязательства в отношении всех частей этого товара.

Однако норма пункта 3 статьи 470 Гражданского кодекса РФ является диспозитивной, и стороны в договоре могут предусмотреть иное правило.

Так, при поставках сложных вещей (ст. 134 ГК РФ) имеет смысл включить в договор условие, по которому гарантия не касается отдельных частей товара.

Однако наличие такого условия не лишит покупателя права предъявить поставщику требование, связанное с недостатками отдельных частей товара, исключенных из гарантии, если такие недостатки обнаружены в течение двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ). При этом покупателю самому придется доказывать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ). Если покупатель доказать это не сможет, то будет заменять (ремонтировать) детали (комплектующие) товара за свой счет.

Условие о порядке гарантийного обслуживания

Порядок и срок гарантийного обслуживания законодательно не закреплены. Стороны свободны в определении этих условий. При этом в отношении некоторых товаров стоит включить в договор условия о досрочном прекращении гарантийного обслуживания или дополнительных условий для того, чтобы у поставщика возникла обязанность по гарантийному обслуживанию поставленного товара.

В частности, это касается:

  • технически сложных товаров, вторжение в механизм которых может повлечь их повреждение;*
  • товаров, техническое обслуживание которых требует привлечения специалистов определенного уровня;
  • товаров, для начала эксплуатации которых требуется проведение комплекса сложных пусконаладочных работ.

В таких случаях условиями для осуществления гарантийного обслуживания могут быть:

  • наличие на товаре целых пломб;
  • проведение технического обслуживания только у поставщика;
  • проведение пусконаладочных и иных работ специалистами поставщика.

Если такие условия будут включены в договор и покупатель их нарушит, то обязанность доказывания причины неисправности товара возникнет у покупателя на основании пункта 1 статьи 476 Гражданского кодекса РФ.*

Внимание! Условие, которое ограничивает гарантийный срок, должно быть связано с совершением покупателем действий, которые могут сказаться на качестве товара. Иначе суд признает такое условие недействительным.

Поставщику необходимо также определить наиболее приемлемый для себя порядок действий на случай, если у товара будут обнаружены недостатки.

Так, в договоре можно закрепить определенный срок, в течение которого поставщик обязуется осуществить ремонт или заменить товар. Если этого не сделать, то поставщик будет обязан все сделать в семидневный срок со дня, когда покупатель предъявит соответствующее требование, если обязанность исполнения в другой срок:

  • не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или
  • не вытекает из обычаев либо существа обязательства (п. 2 ст. 314 ГК РФ).

Покупатель может предложить включить в договор условие, согласно которому поставщик будет обязан предоставить покупателю иной товар, взамен того, который находится на гарантийном ремонте. Соглашаться на это условие или нет – решать поставщику.

См. также



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.