Мы являемся бюджетным учреждением

305

Вопрос

Мы являемся бюджетным учреждением. Могут ли судебные приставы ограничить проведение расходных операций по кассе?

Ответ

Согласно пункту 7 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение, что также является исполнительным действием.

 

В соответствии с частью 1 статьи 80 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.

Каких-либо ограничений в отношении бюджетных учреждений законодательством не предусмотрено. Следовательно, судебные приставы вправе ограничить проведение расходных операций по кассе.

Порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета, установлен статьями 242.3242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Обоснование данной позиции приведено нижев материалах «Системы Юрист» и в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений.

Статья: Взыскание средств с учреждений: правила изменились

«В правила обращения взыскания на средства учреждений по исполнительным листам внесены коррективы. По этому вопросу Федеральное казначейство дало разъяснения.

Исполнительные документы

Действующим законодательством определено, что взыскать денежные средства с бюджетных учреждений можно только на основании судебного акта. Данная норма закреплена статьей 239 Бюджетного кодекса РФ. При этом средства взыскиваются в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ*.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих удержанию, в валюте РФ.

Документы должны быть оформлены с соблюдением требований, установленных в отношении исполнительных документов, сроков их предъявления, в том числе перерыва такого срока или его восстановления.

К указанным документам необходимо приложить надлежащим образом заверенную судом копию судебного акта, на основании которого они выданы, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который нужно перечислить средства, подлежащие удержанию. Заявление должно быть подписано взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или ее нотариально удостоверенной копии.

В заявлении могут быть указаны неверные реквизиты банковского счета взыскателя. В таком случае орган, ведущий лицевые счета бюджетного учреждения — должника, не позднее рабочего дня, следующего за датой поступления соответствующей информации, уведомляет взыскателя о необходимости представления уточненных реквизитов банковского счета.

Дубликат исполнительного листа направляется для исполнения вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Исчисление сроков

При организации исполнения судебных актов для исчисления сроков применяют письмо Казначейства России от 2 марта 2012 г. № 42-7.4-05/9.3-112. В нем указано, что при исчислении сроков следует руководствоваться главой 10 Арбитражного процессуального кодекса РФ и главой 9 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также главой 3 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ). Отсрочка, рассрочка либо приостановление исполнения судебного акта (в соответствии с определением суда) автоматически продлеваются, если определение действует или действовало в период нахождения исполнительного документа в органе Федерального казначейства независимо от даты предоставления соответствующего судебного акта.

Возможна ситуация, когда в органе Федерального казначейства отсутствует лицевой счет (счета) должника, указанный в исполнительном документе. Тогда казначейство откажется принимать и рассматривать полученные документы и в течение пяти рабочих дней отправит взыскателю (суду) уведомление об этом с приложением всех поступивших документов, сопровождающих заявление взыскателя, и разъяснением надлежащего порядка исполнения.

Все поступившие в органы Федерального казначейства исполнительные документы хранятся по законодательно установленным правилам*.

В связи с нормами Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ), который изменил статус учреждений, учет и хранение исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляются в соответствии с приказом Казначейства России от 26 августа 2010 г. № 8н.

А для федеральных казенных учреждений правила учета и хранения документов предусмотрены приказом Казначейства России от 26 сентября 2007 г. № 5н. Им установлен Порядок ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств.

Документы могут вернуть

В ряде случаев документы, полученные органами Федерального казначейства, могут быть возвращены как взыскателю, так и в суд.

Итак, основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются:

  • непредставление какого-либо документа;
  • несоответствие документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
  • отсутствие лицевого счета учреждения в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования);
  • отсутствие в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении этого документа);
  • указание в исполнительном документе денежных средств, подлежащих взысканию, в иностранной валюте;
  • неверное указание в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя.

Теперь перечислим причины для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение. Их вернут суду, если:

  • судом представлено заявление (или судебный акт) об отзыве исполнительного документа;
  • должником либо взыскателем, либо судом представлен документ, который отменяет судебный акт, подлежащий исполнению;
  • невозможно вернуть взыскателю документы, поступившие на исполнение*.

Процедура взыскания средств

Орган, уполномоченный открывать и вести лицевые счета должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению — должнику уведомление о поступлении этого документа, с указанием даты его приема, с приложением заявления взыскателя.

Бюджетное учреждение — должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет платежный документ на перечисление средств для его полного либо частичного возмещения в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете учреждения. В том случае, когда требования, указанные в исполнительном документе, выполнены полностью, орган, в котором открыты лицевые счета должника, направляет указанный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший его.

Если же взыскать денежные средства с бюджетного учреждения — должника не представляется возможным более трех месяцев в связи с отсутствием средств на лицевых счетах, то исполнение документа производится путем обращения взыскания на имущество должника.

Однако учреждения, согласно нормативным документам, могут открывать счета не только в органах Федерального казначейства. Когда счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или других кредитных организациях, взыскание по исполнительным документам производится в соответствии с Законом № 229-ФЗ.

В совместном письме Минфина России и Казначейства России от 25 ноября 2011 г. № 02-03-09/5232, № 42-7.4-05/5.1-735 был разъяснен порядок исполнения не исполненных по состоянию на 1 января 2012 года, но предъявленных до этой даты в органы Федерального казначейства исполнительных документов, должниками по которым являются федеральные бюджетные учреждения*.

Отметим, из письма следует, что исполнительные документы в сумме неоплаченного остатка необходимо было переучесть на новых лицевых счетах федерального бюджетного учреждения. При этом сроки, установленные Закон № 83-ФЗ по выполнению требований, указанных в исполнительных документах, исчисляются с момента их предъявления в орган Федерального казначейства".

Недвижимость: что изменилось после 1 января 2017 года

Не пропустите 14 апреля большую онлайн-конференцию для юристов. Неподражаемый Роман Бевзенко обсудит с практикующими юристами и представителями Росреестра и МФЦ «Мои документы» проблемы нового закона о регистрации недвижимости.

Это бесплатно



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.